Мы в соцсетях

 

 

 

Ритуал - это
 
По Вашему мнению, магия - это
 
Магические знаки друидов: Огам
Автор: Soror Laetitia 17.03.2018   

Огам, древнейшая форма кельтского алфавита, часто упоминается в мифологии ирландских кельтов. По легенде, его изобретателем был Огма. Эта система письма возникла в III - IV вв. н. э., хотя есть сведения, что огам использовался уже в I в. до н. э. Большинство дошедших до нас надписей на огаме сохранилось на камнях, находящихся в различных районах Шотландии и Ульэса; больше всего таких памятников  в Ирландии. Около трети всех камней с надписями на алфавите Огам сосредоточено в графстве Керри. Этот алфавит имеет форму прямых и наклонных линий.

 

Старинная Книга Баллимота (XIV в.) подробно разбирает особенности письма огам и излагает легенды, связанные с ним. Огам иногда называют Алфавитом Деревьев, поскольку каждая из его букв связана с названием какого-нибудь дерева.

 

Сама природа огамической письменности препятствовала записи сколько-нибудь пространного текста и любому быстрому чтению. Трудность, связанная с беглым чтением будет понятна, если мы посмотрим на структуру огамического письма. Огамический алфавит состоит из набора прямых и наклонных черточек и точек, расположенных поперек воображаемой или реальной прямой линии и по обеим ее сторонам. В ирландской терминологии она носит название flesc «ветвь». Вместо раздельного написания знаков начертания располагаются вдоль линии. Это своего рода «коньковый брус со стропилами», или «стержневая линия», которую называют «друим». Все написанные знаки прикрепляются к этой линии сверху, снизу или пересекая ее.

 

Как правило, знаки огам записывались по вертикали снизу вверх. В случаях горизонтального письма, как на некоторых археологических находках, верхняя сторона друима считается левой, а нижняя - правой. Таким образом, можно условно сказать, что огам пишется слева направо. Когда встречаются надписи на вертикально поставленных каменных плитах, то здесь знаки вписаны между плоскими поверхностями по срезу, то есть по ребру. Гласные знаки отмечались на твердых материалах в виде углублений или точек.

 

 

Деревья считаются той мистической основой, на которой возник огам. Основным источником информации по традиционному огаму является рукопись пятнадцатого столетия, Книга Баллимот, где в разделе "Ogham na nGadhel" подробно излагается история возникновения ирландского огама. В виде вопросов и ответов, метода, обычного для процесса обучения, в отрывке говорится:

 

«Откуда и с каких времен, от кого и по какой причине возник огам?»

Ответ: «Место это называется остров Гиберния, где мы, скотты, обитаем.А произошло это во времена Брисса, сына Элатана, короля всей Ирландии. Создателем стал Огма из ирландского пода Мак-Элатан:он был сыном Дилблаза и братом Брисса; Брисс, Огма и Дилблаз - все трое были сыновьями Элатана, а он был сыном Дилблаза».

 

В современном ирландском языке слово «огхам» понимают как древний алфавит, а родственное ему гаэльское слово «огхум» относится к понятию "оккультные науки". Именем Огмхимос ирландцы называют месяц летнего солнцестояния июнь, потому что имя Огма ассоциируется с древнекельтским богом Солнца.

 

Огам деревьев
Алфавит деревьев состоял из четырех групп букв: трех для согласных и одной для гласных. Согласные обозначались черточками от одной до пяти, гласные - точками, также от одной до пяти.
Каждая буква имела свое название, соответствующее названию дерева. Об этом ясно говорится в «Книге из Баллимота», где на вопрос: «Как и на какие части делится огам?» дается такой ответ: «На четыре: «В» со своей пятеркой; «Н» со своей пятеркой; «М» со своей пятеркой; и «А» со своей пятеркой». К этим двадцати знакам позднее были добавлены еще пять знаков уже несколько иной формы. Дифтонги (на рисунке – столбец справа) в первоначальном варианте огама отсутствовали, их придумали ученые-монахи в средние века.

 

Другие огамические системы
Кроме основного огамического алфавита существуют еще более ста его разновидностей, представляющих собой искусственно разработанные средневековыми схоластами криптографические варианты, никогда или почти никогда реально не использовавшиеся, например, «огам свиней», «огам рек», «огам трав», «огам святых» и т.п. Реально зафиксирован на камнях только «огам деревьев». В отличие от ранних надписей на камне, в поздний период этот алфавит являлся магической тайнописью или служил для разного рода "ученых" упражнений и применялся в книжных вариантах. Огаму учили в монастырских и бардовских школах.

 

Трактат о буквах “The Book of Ballimote” утверждает, что существует 150 видов огамического шрифта. Многие из них представлены как шифрованные и поэтические системы. Сюда относится также Огам Колл, в котором “буквы” составлены из символов, напоминающих латинское “С”. Другая разновидность шифрованной письменности — это огам, состоящий из одних согласных букв, так называемый “Ogham Consaine”, основанный на переносе и замене значений согласных знаков. Или же Огам Дин, состоявший из заглавных букв названий холмов; или Огам Деан из заглавных букв частей человеческого тела. Огам Кеалл (Боевой Огам) состоял из названий оружия или военного снаряжения (например, буква В связывалась со словом “bе-anchor”, т. е. “рог”). Для составления подобных алфавитов использовались названия любых предметов и понятий: научные дисциплины, христианские святые, названия трав, съестных припасов и т. п. Этот принцип можно применять и в наше время. В прошлом, при помощи таких средств, посвященные могли общаться друг с другом попросту упоминая названия животных, птиц, оружия и т. п., под которыми скрывались буквы; а ни о чем не подозревающие слушатели не могли понять, о чем они говорили. Применение подобных сообщений в символической прозе и поэзии воистину не имело пределов. Любое произведение художественной литературы могло содержать в себе скрытые послания, основанные на названиях предметов и явлений или местностей.

 

В былые времена с огамом производилось множество остроумных операций, чтобы сделать его непонятным для тех, кто не имел ключа к шифру. Некоторые из этих изменений по своей методике параллельны методам рунической криптографии. Например, метод Огам Слуаг троекратно увеличивал число штрихов для каждой буквы (из-за чего его называют Огамом Множеств). Существовали Огам Стены и Папоротника, Огам Фионова зуба, Фионова окна и Фионова щита. Что касается трех последних, то эти формы огамического письма были названы по имени легендарного ирландского великана Фиона Мак-Кумгейла (Финна Маккула). Огамы Фиона располагаются внутри круглых или квадратных рамок и, как таковые, выражают также определенные аспекты традиционной космологии: географические направления, время или духовные состояния бытия. Еще один шифрованный огам получил название “Гадюка на вересковой пустоши” — весьма странное для Ирландии, так как на ее территории гадюки не встречаются; скорее всего, эта форма огама возникла на территории Великобритании или материковой Европы.


Географический ареал огамических надписей
Из почти 350 огамических надписей подавляющее большинство - около 300 - обнаружено в Ирландии. В Уэльсе найдено 40 надписей, большинство из них - латино-огамические - располагаются в районах древней ирландской колонизации (3-4 века). На острове Мэн обнаружено шесть надписей, в Шотландии - две надписи, обе на крайнем юго-западе, на территории королевства Далриада. Таким образом, огамические надписи обнаружены только там, где располагались (по историческим источникам) колонии либо постоянные поселения ирландцев или скоттов, как их называют римские источники того времени. Вопреки некоторым утверждениям на континенте Европы не обнаружено ни одной огамической надписи; все упоминаемые в специальной литературе случаи оказывались либо подделками, либо случайными царапинами на камне, кости или другом материале. Что же касается распределения надписей на территории самой Ирландии, то из 300 с небольшим надписей 258 обнаружены в пределах графств южной провинции Мунстер: Керри, Корк и Уотерфорд.

 

Функции огамических надписей

Древнеирландская литература определяет основной функцией огамического алфавита магическую: вырезанные обычно на дереве отдельные знаки или слова служат для заклятья, предупреждения несчастья или колдовства. Однако большинство исследователей едино во мнении, что они представляют собой эпитафии, т.е. надгробные надписи. Затруднение состоит в том, что лишь под очень небольшим числом камней при раскопках удалось обнаружить нечто, похожее на захоронение. Возможно, это объясняется тем, что большинство этих плит и валунов было перемещено со своего первоначального места для строительных и прочих целей. Возможно также, что это связано с кельтским обычаем создания кенотафов, т.е. надгробных и памятных камней без захоронения.

 

Также есть другое использование камней с огамическими надписями. В комментариях к текстам древних законов неоднократно упоминается о том, что документом о праве на землю является "огам на вертикально стоящем камне". Т.е. камни служат неким памятным межевым столпом, по мнению исследователя Ч.Пламмера, это подтверждается в тех случаях, когда в огамической надписи фигурируют два лица.

 

Происхождение огамической письменности. Мнения ученых
Большинство сохранившихся памятников огамического письма восходят к V-VI вв. н. э., распространено оно было в Ирландии и Британии. Большинство ученых сходятся в том, что огам возник под влиянием какого-то другого алфавита: чаще всего называют в качестве источника называют латинский алфавит, широко распространенный в Римской Британии, и германский футарк (за него говорят, в частности, присутствие букв для звуков H и Z, присущих германским языкам, но отсутствующих в древнеирландском). Создание огама следует относить, вероятно, к IV веку н. э., поскольку лингвистические характеристики самых ранних надписей позволяют датировать их именно этим временем. Так, в огаме присутствует буква, которая, видимо, означала лабиовелярный звук [gw] (в надписях она не засвидетельствована, но явно она присутствовала в огаме изначально). Звук этот совпал в древнеирландском с [g], но он реконструируется на основе соответствий типа др.-ирл. guidid : валл. gweddi `молиться' (притом что обычно валлийское gw- соответствует ирландскому f-).
Когда в Ирландии были введены латинский алфавит и руническое письмо, они стали использоваться для эпитафий, и употребление огама стало эпизодическим. Конечно, встречаются надписи, где огам и латиница сосуществуют, но с воцарением латинской азбуки применение огама было ограничено узкой сферoй ритуальных таинств и магии, где он и сохранился по сей день.

 

 

Огамическая магия
Магическое применение огама включало в себя определенные ритуальные формулы, сущность которых покрыта мраком неизвестности. Несколько таких необычных формул сохранилось в виде ирландских огамических надписей. Надпись магического назначения, прочитанная на Клефаганском камне, представлена буквами L MCBDV. Еще одна надпись была обнаружена на бусине из янтаря; бусину передали на хранение Британскому музею, маркировав как магический амулет из Энниса. Эта надпись содержит буквы MTBCML. Такие бусины в прошлом применялись как средство от воспаления глаза, а также как гарантия благополучных родов. В 1888 году в Восточной Германии, поблизости от Кведлинбурга, в месте под названием Вире было обнаружено большое количество известняковых плиток, найденных школьным учителем А. Рабе. Клад состоял из 1200 образцов с надписями, при этом некоторые из них были выполнены огамом. Надписи были датированы периодом правления франкской династии Меровингов (VI-VIII в. н. э.). На плитках были изображены молоты, секиры, щиты, мечи, метательные дротики, наконечники копий, стрелы и луки в сопровождении надписей несомненно огамического происхождения. Там же имелись и другие, более закодированные символы, среди которых могли быть и руны, и огамические цифры. Известный специалист по огаму Р. А. С. Мак-Алистер, комментируя открытие “Бирских камней” в своей работе “Studies on Irish Epigraphy”, сказал, что последние, вероятно, раз и навсегда доказали, что огам применялся как магическое средство.

 

Изобретение магического огамического письма приписывалось богу Огме, от имени которого и пошло название этого способа письменности. В ирландской традиции Огма - один из богов Племени Богини Дану, назывался "Солнечноликим", сочетал огромную физическую силу с провидческим даром и искушённостью в поэтическом ремесле, пал во второй битве при Мойтуре с фоморами. В "Книге из Баллимота" говорится:
"Именно Огма, очень искусный в знании языков и в поэзии, был изобретателем огамов; они предназначаются для записей тайных речей, понятных только знающим и хранимых в секрете от бедняков и простых людей... Огамом эту письменность назвал сам Огма. Слово "огам" происходит от "ghuaim" или "guaim", то есть мудрость, посредством которой барды приобретают способность сочинительства, потому что ирландские барды произносят свои стихи при посредстве его ветвей. Первый стих, написанный огамом, называется "Soim". Он был написан на бересте и отдан Лугху, сыну Этлема..."

 

Греческий писатель Лукиан (II век н.э.) писал, что во время своего странствия по Галлии он увидел изображение старика, одетого в львиную шкуру, язык которого тонкими золотыми и янтарными цепочками был соединен с ушами следующих за ним людей. Один галл, знающий греческий, разъяснил Лукиану, что старик - это аллегория красноречия и имя ему Огмиос. Изображен Огмиос в образе Геракла, одетого в львиную шкуру, поскольку кельты считали, что красноречие обладает большей силой, чем физическая мощь, и достигает своей вершины в старости. В ирландской мифологии бог Огма известен так же своей воинственностью, вместе с Лугом и Дагдой и другими богами он сражался против фоморов.

 

Огамическое письмо не является вариантом запоминания или передачи знания, это практическое приложение магии и букв, подвластных богу-вязателю Огме: письмо, фиксация в материи формулы или имени, запечатлевается навеки, придает действенность проклятию или заклинанию на столько, сколько будет существовать материал надписи, дерево, камень или металл. Отсюда можно понять, какую угрозу и какое благо оно может представлять. Записанное проклятие было еще более серьезным, чем устная сатира, которой достаточно было всего-навсего умертвить того, кто стал ее жертвой. Так же упоминаются обереги, которые делались из небольших палочек. На них огамом вырезали охранные заклятия. Такие обереги носили на одежде или хранили дома. Подобные же палочки с огамом использовались для ворожбы.

 

В ирландской саге «Воспитание в доме Двух Чаш» Мананнан настраивает сына против отца, предлагая заговорить последнего: «И скажи ему, чтобы не возвращался он в дом, который покинет, покуда не станет снова одним огам и аху, земля и небо, солнце и луна». Что такое «аху», достоверно неизвестно. Однако, ясно, что «огам» и «аху» должны составлять нечто единое, когда существование их по отдельности немыслимо. Такое единство могут представлять письмо и материал для письма то есть огам и камень (могильный камень).

 

Использование магии огама в современных культах. Огам в наше время
Различают религиозное (использовавшееся для сакральных текстов) и обычное огамическое письмо. Считается, что каждый символ религиозного огама был связан с той или иной породой дерева. Каждому огамическому символу ставится в соответствие не только дерево, но также божество, стихия и черта характера. Например, символ, состоящий из двух штрихов, примыкающих к основной линии справа (или сверху, для горизонтальной черты) произносился как L. Ему соответствовали: рябина, стихия воздуха, бог Матс (не путать с римским Марсом), а также духовные и фанатичные черты характера.

 

Значения фед в книгах Кассандр Изот и других викканских авторов (феды, кстати, там называются «уставными знаками») расходятся с общепринятыми значениями очень часто. К тому же, в современной викке существует разница, как упала феда – в прямом или перевернутом положении (как руны) – если в прямом, то это «буква-солнце», если в перевернутом – «буква-луна».

 

Также приводятся такие значения дополнительных фед-дифтонгов: «KOAD-Роща- приобретение мудрости через обдумывание своих ошибок, избавление от иллюзий, разрешение проблем. OIR-Веретено- исполнение долга, "делай ,что должен и будь что будет". VILLEAND-Жимолость - внимание и осторожность. MOR-Море- путешествия, возрождение, новые обстоятельства. Глоток свежего воздуха. PHAGOS- Бук - все новое и открытость переменам». Откуда в алфавите деревьев (!) взялось веретено и море – это для меня покрыто тайной. Также странно читать о привязке огама к определенным божествам и о Богине-Матери как покровительнице вереска; из этого можно сделать соответствующие выводы и понять, что это просто еще одно частное мнение относительно огама.

 

Из серьезных же исследований можно отметить книгу «Ogam: How to Read, Create and Shape your Destiny» авторства Paul Rhys Mountfort. Это действительно фундаментальное исследование по теме, но оно, к сожалению, пока не переведено на русский язык, что, видимо, надо исправить.

 

Как это «работает»
Oгам был создан богом Огмой, что показало его изобретательность и мастерство. Также в нашем гадании и в нашей магии у нас есть шанс показать свое мастерство, которое рождается из практики и знания. Огам является одной из универсальных систем, которые могут помочь нам в нашей гадательной практике, в нашем понимании мира и конкретных ситуаций, огам может помочь нам понять, по какому пути мы должны идти. В предсказании огам может быть ключом, открывающим двери в бессознательное.

 

Oгам, как и другие предсказательные системы (сейчас я говорю о нем именно в этом аспекте), есть средство, которое может помочь нам объяснить ситуации, которые мы не можем понять, дать нам скрытое знание, которое как будто рядом, но которое мы не можем уловить.

 

Каждая система гадания – это некая «подсказка» богов. Так же Огам – это священное знание бога Огмы.
Сами по себе феды не предсказывают. Предсказывает гадатель. Он должен обладать определенным складом ума и способностью понять, расшифровать сообщения огама. Огам является ключом, но вставить ключ в замок и повернуть ключ вы должны сами. Вам еще нужно знать, как повернуть этот ключ, и как вообще использовать ключ. Вот почему нужно знать значения фед огама. Также должна иметь место практика чтения символов огама, потому что без должного знания и должной практики не возможно правильно понять и объяснить предсказание.

 

Огам использовался для тайного общения; точно так же взаимодействие гадателя и огама остается в секрете для 'непосвященных'. Например, многие практики не позволяют другим людям касаться их огама, т.к. они работали с этими федами, держали их в руках, и эти кусочки привыкли к гадателям, они как бы настроены на конкретного человека, который с ними работает, и поэтому они дают точное предсказание, находясь в руках «хозяина». А в руках человека, не знающего ничего об огаме, эти кусочки деревьев - это всего лишь только кусочки деревьев.

 

Как огам открывает двери в тайные миры? Прежде всего, гадатель должен быть изначально настроен на гадание. Это является одним из условий успешного гадания. Когда гадатель правильно настроен, он правильно интерпретирует значение выпавших фед.

 

Во время гадания гадатель находится в состоянии единения с миром, а также, одновременно, на границе нашего мира и мира Иного, и он чувствует «веяния» оттуда, которые материализуются в последовательностях  сочетаниях фед, которые только что выпали. Гадатель получает знание из мира будущего, но огам также может объяснить ситуации из прошедшего времени, потому что гадатель по время предсказания находится на границе этого мира и Иного, и может получить знание из прошлого и будущего прямо сейчас.

 

Приведу примеры того, как огам может помочь нам узнать некоторую информацию. Пример: вы ходите по парку и размышляете об определенной ситуации. Неожиданно вы замечаете феду, сложенную из веточек, прямо под вашими ногами. Это является подсказкой к решению и пониманию ситуации. Вы можете также мысленно попросить у Природы совет. И она даст его вам, показав вам один из своих «знаков».

 

Если же меня спросят, как я гадаю, я смогу лишь сказать, что бросаю три феды – одна означает истоки и предпосылки ситуации (почему так произошло), вторая – ситуацию в настоящем (как к ней можно относиться), третье – к чему все имеет тенденцию прийти. Остальное же взаимодействие предсказателя (в данном случае – меня) и маленьких деревянных плашек с федами для непосвященного останется непонятным.

 

Литература:

1.    Н.Пенник "Магические алфавиты" перевод М. Каминского изд-во "София", 1996.
2.    А.А.Королев "Древнейшие памятники ирландского языка".
3.    М.Диллон, Н.К.Чедвик "Кельтские королевства".
4.    Кельтские огамы и алфавиты бардов.
5.    Paul Rhys Mountfort "Ogam: How to Read, Create and Shape your Destiny".


Похожие материалы:
Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

 

Комментарии 

 
0 # Raymon 08.06.2018 02:34
Thanks a lot for sharing this with all of us you really recognize what you're speaking approximately!
Bookmarked. Please additionally visit my web site =). We can have a link change contract between us

My weblog - займ на банковскую карту: https://zajm-na-kartu-onlajn.ru/
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Deidre 07.08.2018 19:22
Firszt off Ι want to say great blog! I had a quick question in ѡhіch I'd
like to ask if youu do not mind. I was interested to know how you center yourѕelf and cleaɑr youг heead ρrior to writing.
I have had a difficult time clearing my mind in gettіng my ideas out.

I truly do еnjoy writing however it just seems like the
first 10 to 15 minutes are usuaⅼly lost just trying to figure out
hօw tօ bеgin. Any recommendatioln s orr tips? Thank you!


Aⅼso visit my һomepage swiss army knives 2015: https://www.amino.dk/bizz/myprofile/nyttigbras_vjohn_hansen8462
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить