Что является мерилом всему?
 
Начала практики астрологии
Автор: А. Ди 23.11.2010   

В своей книге «Магия в теории и на практике» Алистер Кроули написал:  «Способность исполнять своё Желание — не более чем слепая сила, если Желание не просвещено. На каждой стадии Магической Операции мы должны знать, что делаем, и должны быть уверены, что поступаем мудро». Но как же понять нам свои желания, если они как лукавые демоны часто дурачат наш  разум? Порой распознать истинную мотивацию своих поступков оказывается трудно и ещё сложнее бывает признать её. Безусловно, с опытом приходит мудрость, и внимательный к себе человек, имеющий привычку обращать свой умственный взор внутрь собственного существа, развивает умение распознавать душевные движения и колебания, он обретает  знание духовной жизни. И всё же даже такой человек не защищён от ошибки, не защищён от тонких соблазнов, таящихся в его собственном сердце. Посему мы нуждаемся в инструменте точном, надёжном и беспристрастном, который помог бы нам взглянуть на себя самих как бы со стороны, и который как строгий судья воспротивился бы, если мы позволили солгать самим себе.

Как известно, ведущую роль в древних науках, направленных на понимание собственной натуры, играло искусство дивинации. Вспомним хотя бы античные мифы и трагедии, в которых человек, стоящий на пороге жизненных перипетий и не ведающий, как ему поступить, обращается за советом к божественным оракулам, чтобы пролить свет на ситуацию.
Бесспорно, существует целый ряд непохожих друг на друга ни по методу, ни по духу техник дивинации, и каждый волен избрать для себя любую из этих систем согласно велению внутреннего голоса. Однако в этом небольшом очерке мне хотелось бы остановить своё внимание на системе, имеющей, пожалуй, наибогатейшую историю. Речь пойдёт об астрологии, мудрости, которой древние мыслители приписывали способность проникать в самые тайные закоулки вселенной и открывать дела божественные и человеческие. И коль скоро мы признали вслед за Кроули, что должны иметь чёткое представление о наших мотивациях, то сконцентрируем своё внимание на некоторых аспектах теории и практики астропсихологии.
Пожалуй, наиболее мучительный вопрос, который задают себе новички, впервые взявшие в руки рисунок генитуры , звучит в свете романа Чернышевского иронично и даже саркастично: «Что делать? С чего начать?». Действительно, описания на страницах астрологических трактатов кажутся такими понятными и изящными в своей простоте, они  завораживают обещаниями открыть перед нами все закоулки души и её судьбы. И вот, предвкушая соприкосновение с великой тайной, новичок берёт в руки гороскоп: глаза искателя правды горят, сердце стучит, а любопытство снедает изнутри. Но как же оказывается глубоко разочарование ученика, когда взамен ясной картины перед ним предстаёт хаос человеческой натуры. Одни указания противоречат другим, описания аспектов и положений планет содержат так много подробностей и перечислений, что как минимум половина из них не имеет никакого отношения к истинному положению вещей. Невольно задашься вопросами: «А можно ли вообще укротить беспорядочную природу гороскопа, можно ли в этой звёздной какофонии найти хоть какое-то рациональное зерно?»
Что ж, я могу с уверенностью сказать, что ответ на оба эти вопроса один: «Можно». Можно обуздать непослушный гороскоп, можно понять, что стоит за длинными описаниями планетарных констелляций. Но для того чтобы достичь этого, необходимо отринуть идею игры с хаосом по его же правилам как идею  крайне вредную. Бессистемное чтение гороскопа — путь, заведомо ведущий к поражению. Как учит нас мифология, победить хаос может лишь порядок; не забывайте, покровителем астрологии является не только Уран, но и Сатурн, владыка времени, строгих систем и неизбежного рока. Для того же чтобы чётко уяснить себе, по каким правилам должен строиться систематический подход к чтению натальных карт, мы должны заполнить один теоретический пробел и выяснить, как именно связаны планеты с человеком.
Можно назвать ряд традиционных и оккультных источников, приподнимающих завесу этой тайны, но в данной работе мы остановим своё внимание на «Поймандре», герметическом тексте, датируемом первыми веками от Рождества Христова. Интересующее нас место в этом трактате начинается со слов:
Бог, объединяющий мужское и женское начала, который есть жизнь и Свет, сотворил Своим Словом иной созидающий Ум, Демиурга, бога огня и дыхания, который создал затем семь Управителей, объемлющих в своих кругах мир чувственный и управляющих им с помощью того, что называют Судьбой.
Здесь следует сделать несколько кратких пояснений. Во-первых, семь упомянутых  управителей — это не что иное, как семь небесных тел, известных древним астрономам: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна. Во времена написания текста господствовала геоцентрическая модель мира, согласно которой Земля покоилась в центре мироздания, а небесные тела двигались вокруг неё по идеальным круговым орбитам. Вот почему о семи планетах говорится, что они объемлют в своих кругах мир чувственный (см. рис. 3). Также следует подметить, во избежание недоразумений, что текст, очевидно, ссылается на идеи тех натурфилософов, которые вслед за Гераклитом, Платоном, стоиками и ранними христианами полагали, что небеса и всё, что пребывает в них, состоит из огня.
Отец всего сущего, который есть жизнь и Свет, породил Человека, подобного Ему Самому, и возлюбил его, как Собственное дитя. Своею красотою Человек воспроизводил образ Отца; Бог действительно полюбил свое подобие и отдал Человеку все Свои творения.
Но Человек, увидев в огне плоды творения Демиурга, также возжелал творить и получил на это позволение Отца. Войдя в мир творчества, где ему была дана полная власть, он увидел творения своего брата, а Управители полюбили его, и каждый из них дал ему часть своей природы . Тогда, познав их сущность и причастившись их природе, он возжелал преодолеть границы кругов и возвыситься над могуществом того, кто властвует над огнем.
И сей властитель мира и существ смертных и бессловесных через всеобщие связи и крепкое устройство кругов, показал Природе, находящейся внизу, прекрасный образ Бога. Пред этой чудесной красотой, где все энергии семи Управителей были соединены в форму Бога, Природа улыбнулась от любви, узрев отражение благолепия Человека в воде и его тень на земле. И он, увидев в Природе изображение, похожее на него самого, — а это было его собственное отражение в воде, — воспылал к ней любовью и возжелал поселиться здесь. В то же мгновение, как он это возжелал, он это и совершил и вселился в бессловесный образ. Природа заключила своего возлюбленного в объятия, и они соединились во взаимной любви.
И вот почему единственный из всех существ, живущих на земле, человек двояк: смертен телом, бессмертен по своей сущности. Бессмертный и властелин всех вещей, он подчинен Судьбе, которая царит над всем смертным.
Итак, герметическое учение открывает нам, что человек, влекомый жаждой творчества в мир огня, проходит круги семи планет, получая от каждой частицу её природы, и таким образом обретает ту часть своего существа, которая неразрывно связана с планетами и подчинена им. Это объясняет, почему Судьба довлеет над человеком. Но каким образом связаны эти частицы планет с характером человека? «Поймандр» раскрывает и это, когда описывает смерть человека и его восхождение в миры, что лежат выше мира творчества.
Ты обучил меня всему, — сказал я, — как я и желал, о, Ум; но просвети меня еще в том, каким образом происходит вознесение.
— Сначала,— сказал Поймандр, — разложение материального тела предоставляет его составляющие для преобразований; видимая форма исчезает, моральный характер, теряя свою силу, отдается демону, ощущения возвращаются к своим источникам и становятся их частью, снова смешиваясь с энергиями. Отвращение и вожделение возвращаются в бессловесную Природу. Далее Человек возносится через строение кругов, оставляя в первом из них способность расти и уменьшаться; во втором — лишается своей силы источник злобы и коварства; в третьем — обессиливается наваждение похоти; в четвертом — тщеславие власти; в пятом — безбожное высокомерие и дерзость; в шестом исчезает привязанность к богатству; в седьмом — лукавая ложь.
Герметический текст недвусмысленно даёт понять, что чувства, ощущения, желания и то, что составляет моральный характер человека, является порождением планет и элементов. Другими словами, природа, которой причастился человек, проходя семь небес, есть энергия желаний, вплетаемых в душу человека, и составляющую его ложное, то есть земное, смертное «я».
Нетрудно заметить, что страсти, которые «Поймандр» связывает с планетами, являются, преимущественно, негативными, так сказать грехами. Это объясняется, по-видимому, тем, что герметизм, являясь ранней формой гностицизма, был склонен рассматривать земной мир как источник страстей, заглушающий голос духа. Однако учение о том, что при нисхождении человек получает от планет «страсти», не всегда предполагает, что эти страсти обязательно греховны. Как следует из герметического текста, Небесный человек, или, выражаясь языком каббалистов, Адам Кадмон, соблазнился нижним миром, поскольку чувственный мир был отражением мира высшего и самого Небесного человека, то есть включал в себя и «тени»  высших благ. Обратившись к «Зогару», мы убедимся в том, что планеты далеко не всегда виделись древним как нечто негативное:
Силой желания Всевышнего посажено среди высших насаждений большое и крепкое дерево, длинной 500 парсов, охватывающее 12 пределов, чьё основание находится на 4 сторонах мира, которое пробуждает и подчиняет всё единому замыслу. Оно выходит сверху и опускается по своей длине внутрь наполненного от него моря, являясь источником всех вытекающих вод, орошающих сад, и всех разделившихся под ним вод творения. Все души мира вылетают из него и входят в сад, чтобы оттуда прийти в этот мир. При выходе душа получает 7 благословений, чтобы стать отцом тела при вознесении: «И сказал Господь Аврааму» (Быт. 12:1) — это высшая душа, отец тела, верхний образ.
—  «Иди себе», «Зогар»
Здесь нас интересует тот факт, что Древо жизни названо источником всех человеческих душ, и что души при своём нисхождении получают семь благословений. Знакомому с каббалой легко понять, что нисхождение по Древу жизни каббалистов и преодоление семи кругов, о которых говорит герметический текст, — это одно и то же. Действительно, если вытянуть Древо жизни в вертикальную прямую, и наложить её на геоцентрическую модель мира, так, чтобы Сефира Малкут соответствовала Земле, то Йесод совпадёт с первым небом, или кругом Луны, Ход — со вторым небом, или кругом Меркурия, Нецах — с кругом Венеры, Тиферет — с кругом Солнца, Гебура — с кругом Марса, Хесед — с кругом Юпитера, Бина будет соответствовать седьмому небу, небу Сатурна. Хокма совпадёт с кругом зодиака и неподвижных звёзд, а Кетер — с Перводвижителем (Primu Mobile). Рассмотрим далее кратко, чем именно в душе заведуют планеты Солнечной системы, чем наделяют они земного Адама.
В первом круге небес, согласно герметическому тексту, исчезает способность расти и уменьшаться. Это краткое выражение самой сущности Луны, которая дарует всему земному миру способность к изменению. Древние философы полагали, что вещи божественные и совершенные неизменны и неподвижны, как звёзды, а посему способность к преображению — признак вещей смертных, земных. Так что можно сказать, что Луна есть сама квинтэссенция земной жизни, она есть изменение, но в то же время причина старости и тлена, в чём усматривается тайная связь Луны с Сатурном. В человеческой душе Луна заведует самыми подвижными и изменчивыми её гранями: эмоциями, настроениями, ощущениями, еле уловимыми предчувствиями. Также Луна — это память, связывающая в нашем сознании воедино все переживания и события, формируя то, что мы зовём нитью жизни. Посему если мы желаем узнать, насколько подвижна человеческая душа, насколько подвержена она колебаниям настроения, как чувствует и что запоминает, мы должны изучить в гороскопе положение Луны и все испытываемые ею влияния. Также Луна формирует женственность и её восприятие. В мужском гороскопе Луна показывает тип женщины, который привлекает мужчину. В свою очередь сама Луна, влияя на другие планеты, сообщает им желания испытывать ощущения, знакомые людям с раннего детства. Это ощущения безопасности, уюта, отдыха, беззаботного роста и восстановления, ощущения доброты, сочувствия и сопереживания. Луна — это желание чувствовать.
Второй круг небес принадлежит Меркурию. Меркурий наделяет человека подвижным умом, способностью мыслить и обмениваться информацией. За это планета и названа в «Поймандре» источником коварства и хитроумных планов. Если мы хотим узнать, как человек мыслит, насколько он склонен к обучению, как воспринимает и передаёт информацию (например, говорит или пишет), насколько подвижен и остр его ум, мы должны изучить положение Меркурия в гороскопе. В свою очередь Меркурий, влияя на другие планеты, возбуждает в них желание к быстрому, но беспрепятственному движению или развитию. Сам по себе Меркурий неглубок и непостоянен: он предпочитает быстро удовлетворить своё сиюминутное любопытство, быстро  обменяться информацией, установить связь и двинуться дальше. Меркурий — это желание контактировать и узнавать.
Венера наделяет человека способностью воспринимать красоту, гармонию,  испытывать ощущение блага и влечения к чему-либо. Вот почему в своём негативном проявлении Венера названа источником похоти. Если мы желаем знать, каков эстетический вкус человека, что он считает прекрасным, чему симпатизирует, мы должны изучить в гороскопе Венеру. Так мы обретём знание о том, что влечёт душу. Так же как и Луна, Венера формирует женственность души, а в мужском гороскопе связана с образом идеальной женщины. В свою очередь Венера, оказывая влияние на другие планеты, умиротворяет их действие, она возбуждает в них тягу к прекрасному и плодотворному, примиряет противоположности и гармонизирует. Венера — это желание наслаждения.
Солнце — внутренний центр личности, источник творчества и сознания. Оно же источник той силы, что всегда борется за своё я, причина инстинкта самосохранения, воли к жизни, но и причина неповиновения, боязни растворения, смерти и утраты собственной значимости. Поэтому именно в нём герметический текст видит причину гордыни. Если мы желаем узнать, каков человек в целом, каков тип его творческой активности, мы должны взглянуть на Солнце в его гороскопе. Кроме того, Солнце формирует мужественность и в женском гороскопе  связано с образом идеального мужчины. Воздействуя на другие планеты, Солнце делает их действие более ярким. Солнце — это стремление к значимости и творчеству.
Марс — это энергичность человека и его физическая сила. Чем сильнее и выгоднее положение Марса в гороскопе, тем более человек решителен, тем более он активен и тем быстрее переходит к действию. Человек с сильным Марсом действует несмотря ни на что: ни на бога, ни на разум. За это Марс назван в «Поймандре» источником дерзости. Подобно Солнцу Марс формирует мужественность и так же связан с образом идеального мужчины в гороскопе женщины. Всему, на что действует Марс, сообщаются сила и напор, резкость и прямота. Марс — это желание действовать.
Юпитер — божественный разум. Он наделяет человека способностью видеть идеи и архетипы, воспринимать божественный свет. Посему планета управляет абстрактным мышлением и видением широких панорам. В более узком смысле Юпитер — способность к широкомасштабному мышлению, умение строить проекты и обозревать картину вещей в целом, способность быть причастным к чему-то высокому как в вещах небесных (например, религия), так и земных (высокий социальный статус). Через свои аспекты Юпитер расширяет влияние других планет, делает их действие более масштабным, более значим, более объёмлющим, он выводит за пределы установленных рамок. Связь Юпитера с богатством, которую фиксирует герметический трактат, следует понимать в связке деньги–успех или как избыток имущества. Юпитер — это стремление к широким масштабам.
Сатурн — планета противоположная Луне. И если Луна наделяет все земные вещи изменчивостью, то Сатурн, напротив, фиксирует, замораживает, замедляет, делает прочным, надёжным и жёстким. Сатурн — это стремление к порядку, вопреки хаосу, стремление к стабильности и чему-то существенному. Если мы хотим понять, насколько человек склонен к дисциплине, насколько рассудителен и серьёзен, мы должны изучить положение Сатурна в гороскопе. Всему, на что действует Сатурн, сообщаются глубина, основательность, строгость, древность.
Уран, как и Солнце, связан с сознанием. Но если Солнце и есть само сознание, то Уран это связь сознания и бессознательного. Уран наделяет человека способностью к мгновенному осознанию того, что доселе было скрыто в глубинах души. Вот почему Уран — это высшая интуиция, способность находить неожиданные решения, которые словно из ниоткуда приходят в наш разум в момент внезапной вспышки озарения. Отсюда вытекает и такое свойство Урана, как создание глубоких кризисов в жизни человека. Кризисы наносят глубокие раны человеческой душе и вызывают боль. Однако боль заставляет сознание сфокусировать всё свое внимание на душе, и таким образом душа получает возможность быть пробужденной от забытья.  Вспомним, например, такой примечательный факт в индуисткой мифологии, согласно которому многоглазые боги изначально были ранены, а глаз — символ сознания. Если Уран воздействует на какую-либо планету, то он сообщает ей резкость, непредсказуемость и сильную полярность: планета то проявляет себя с наилучшей стороны, то прямо с противоположной. Уран — это желание осознавать и круто менять.
Нептун — это великая Тайна человеческой души, изначальная животворящая Тьма, Хаос или Бездна. Вспомним, что во многих мифах Хаос, изначальное состояния бытия, описывает как беспредельный океан, что отсылает нас к символике Нептуна и Рыб, а некоторые мифы прямо утверждают, что Бездна содержала в себе потенциально все вещи, которые были приведены богом-творцом к бытию. Так в космогоническом мифе Гелиополя Амон говорит:
В то время ещё не было создано небо, не существовала земля, и дети земли со всеми ползающими созданиями ещё не были сотворены. Я сам поднял их из Нуна , из состояния беспомощной вялости. Я не нашёл места, где бы я мог встать.  Я обратился с заклинанием к сердцу своему, я положил начало по Маат, и я создал всё, что имеет форму.
— Бадж Э. А. Уоллис,  «Египетская книга мертвых»
Я произнёс устами моими имя своё как слово власти, и тотчас же я появился на свет в обличье бога Хепри и вещей сущих. Я был Один, и не было больше никого, кто творил бы со мною в этом месте. Я создал все вещи, в виде которых я тогда появился, с помощью Божественной Души, что вызвал я тогда из Нуна, из состояния бездеятельности. Я был Один…
— Бадж Э. А. Уоллис,  «Египетская книга мертвых»
Посему с практической точки зрения Нептун — это бессознательное человека, его внутренний мир, вдохновение, воображение и сны. Воздействуя на другие планеты, Нептун сообщает их влияниям таинственность, экстатичность, но так же неясность,  запутанность, размытость, нереальность и субъективность. Нептун — желание соприкоснуться с Иным, как бы эфемерно оно ни было.
Если Марс — воля к действию, то более хаотичный Плутон — воля к самому бытию, воля к утверждению собственного Я, воля к рождению из вод бессознательного и проявлению. В определённой степени к Плутону применимы слова: «Я — пламя, горящее в каждом сердце человеческом и в ядре каждой звезды. Я — Жизнь и Жизнедатель, также поэтому знать меня — это знать смерть». Вот оно, высшее выражение Плутона: он начало жизни (Овен, начало начал, рассвет) и её конец (Скорпион — смерть). С практической точки зрения это означает, что Плутон — желание самоутверждения: жажда первенства, лидерства и авторитета. Когда Плутон воздействует на другие планеты, он воодушевляет их, вселяет острое чувство соперничества, стремление к доминированию.
Итак, мы выяснили, что каждая планета в гороскопе человека представляет собой определённую душевную грань, некий орган психической структуры. Отсюда становится ясно, что знак зодиака, в который попадает планета, а также аспекты от других планет влияют не на весь характер человека в целом, но лишь на вполне определенную и конкретную часть натуры. Так аспекты к Меркурию и знак планеты качественно описывают подвижную часть ума: как человек взаимодействует с информацией, насколько он любопытен и контактен. Бессмысленно искать сведения о других гранях личности, изучая положение Меркурия.
Однако, увы, многие авторы астрологических описаний бывают не очень осторожны. Поскольку описывать качества очень трудно, астрологи начинают по ассоциации привлекать близкие по духу к описываемым качествам вещи или вспоминать опыт из жизни людей с рассматриваемыми констелляциями. Это, действительно, делает описания более подробными, помогает выразить мысль полнее, но в то же время, если не видеть сути, вокруг которой блуждает мысль автора, может сбить новичка столку.
Рассмотрим в качестве примера следующее описание положения Меркурия в Раке:
Здесь [в Раке] Меркурий дарит своим подопечным творческий ум и великолепную память, но разум людей с Меркурием в Раке подвластен эмоциям. Эти люди очень восприимчивы и глубоко впечатлительны, обладают богатой фантазией и живым, ярким воображением, наделены тонким чувством ритма и движений. У них сильно развита интуиция, но на все они имеют свой глубоко субъективный взгляд. Это созерцательный тип, который любит, уединившись, упиваться причудливыми, туманными мечтаниями. В такие минуты в глубине души вынашиваются идеи и рождаются планы их осуществления. Ум таких людей, как правило, аполитичный, так как направлен внутрь себя. Такие люди часто недовольны как собою, так и окружающими. Они легко раздражаются, злятся, а временами просто невыносимыми.
— С. А. Вронский, «Классическая астрология», том 5
Обратите внимание, как постепенно астролог увлекается и начинает уходить в сторону под действием ассоциаций. Если первые предложения текста описывают качествам ума (Меркурия), то далее автор пытается делать предположения о возможном поведении людей с Меркурием в Раке и завершает абзац характеристикой эмоций (раздражительность, злость, дурной характер).
Давайте подробнее рассмотрим, что же в этом тексте почерпнуто из астрологического символизма, а что является всего лишь экстраполяцией, выполненной  Вронским. Когда мы рассматриваем взаимодействие двух планетарных принципов, мы должны поступать так, будто делаем синтаксический разбор предложения на школьном уроке русского языка. Нам следует помнить, что в парном взаимодействии  одна из планет отвечает на вопрос «что?», то есть задаёт какую-то грань души, а вторая планета — на вопрос «как?» или «какой?», то есть формирует качества этой душевной грани. В нашем примере второй планетарный принцип выражен не планетой, а знаком зодиака, Раком — это лунный принцип. Знаки зодиака всегда задают только качества, то есть отвечают на вопросы «как?» и «какой?», поэтому на вопрос «что?» в нашем случае может отвечать только Меркурий. Однако если бы мы рассматривали аспект Меркурия с Луной, то мы могли бы прочесть его с двух точек зрения: сначала относительно Меркурия, а затем относительно Луны (в этом случае Луна отвечала бы на вопрос «что?», а Меркурий — на вопрос «как?»).
Итак, Меркурий в Раке. Меркурий спрашивает: «Что?»; мы отвечаем: «Ум». Рак спрашивает: «Ум какой?». Обратимся к краткому описанию Луны, данному выше. Там сказано, что Луна — это желание чувствовать, тогда мы получаем ум, связанный с ощущениями и предчувствиями. Это и есть впечатлительный ум, о котором говорит Вронский. Вспомним, что Меркурий это также информация, а Луна — память. Вот почему о Меркурии в Раке астролог говорит как о признаке великолепной памяти: «Легко извлекает информацию (Меркурий) по тонким (Луна) ассоциациям (Меркурий) из памяти (Луна)». Информация (Меркурий) какая? — интуитивная (Луна), отсюда шестое чувство (смутные, «лунные» предчувствия, а не ясновидение). Какую информацию ещё можно извлечь из взаимодействия Меркурия с лунным принципом? Рассуждаем: (что?) мышление (какое?) эмоциональное, психологичное — восприимчивость к психологии и чувствам других людей; (что?) речь (какая?) эмоциональная, душевная, переменчивая — хороший ресурс для поэта, который способен тронуть душу (Луна) словом (Меркурий), для утешителя и продавца-консультанта, которые словом (Меркурий) создают уют,  комфорт, чувство безопасности (Луна).
Далее Вронский говорит, что люди с Меркурием в Раке «наделены тонким чувством ритма и движений». О чём говорит астролог: о музыке и танце? Нет, нет и ещё раз нет! Это всего лишь образная речь, скрывающая за собой тонкие движения ума, его интуитивность. Но, согласитесь, новичок, всецело доверяющий авторитету автора, легко может впасть в заблуждение. Ещё сложнее конец абзаца. Теперь мы хорошо понимаем, что произошло. Когда автор давал описание, он, разумеется, переживал воздействие внутреннего образа и незаметно для себя по цепочке ассоциаций перевернул планетарные принципы: теперь Луна отвечает на вопрос «что?» (эмоции), а Меркурий на вопрос «как?». Но если в случае аспекта это может быть ещё как-то оправдано, то в нашем случае нет: знаки зодиака всегда описывают качества или расположения. Вот почему истолковывая взаимодействие двух планетарных принципов — неважно, самостоятельно или по специализированной литературе — всегда следует держать в голове чёткую схему из двух вопросов: «что?» и «как/какой?».
Принцип «Порядок выше хаоса!» имеет ещё одно важное следствие: никогда, ни при каких обстоятельствах не читайте гороскоп хаотично. Нельзя прочесть один аспект, а затем совершенно другой, если вы до конца не исчерпали тему конкретной планеты. Так вы не создадите ничего кроме хаотичной мозаики разрозненных фактов. Если чётко уяснить себе, что определённые грани личности и душевные функции связаны с конкретными планетами, то становится ясно, что и ответ на конкретный вопрос находится в конкретной части гороскопа и нигде больше. Вот, например, один из возможных вариантов плана чтения космограммы, который позволит обозреть её всю, не упуская ничего из виду.
1. Начинаем с интерпретации положения Луны, которая покажет душевные качества человека и приспособление к окружающему миру. Знак Луны и аспекты к ней расскажут, как человек приспосабливается, к каким эмоциям и чувствам подвержен более всего. Дом Луны (если речь идёт о полном гороскопе) укажет, по поводу чего придётся чаще всего переживать и где придётся проявить свои чувства.
2. Солнце раскрое человеческую индивидуальность и тип творческой активности. Знак и аспекты — то, как человек чувствует себя изнутри, его ядро. Дом Солнца откроет, в чём человек сможет выразить себя.
3. Плутон раскроет наши лидерские качества и то, как мы самоутверждаемся.
4. Меркурий раскроет ум человека: как строятся мысли и как человек рассуждает, как усваивает информацию и как её передаёт, как контактирует с окружающими. Здесь же дополнительно следует обратить внимание на Юпитер, который откроет добавочные сведения о нашем образовании и мировоззрении. Изучая контактность, следует сначала обратить внимание на асцендент.
5. Наши вкусы, симпатии, удовольствия и финансы раскроет Венера. Если нас интересует сексуальный аспект гороскопа, то его раскроют Венера (дневное рождение) или Луна (ночное рождение) у мужчин, Солнце (дневное рождение) или Марс (ночное рождение) у женщин.
6. Об энергии и физической активности расскажет Марс. Знак и аспекты скажут о качестве этой активности, а дом — о том, куда она прилагается.
7. О целях в жизни и социальном положении расскажет Юпитер. Если мы хотим узнать мировоззрение человека, мы должны дополнительно изучить Солнце.
8. Сатурн раскроет нам сведения о дисциплине и трудолюбии. Он объяснит, какие лишения и ограничения встретят нас.
9. О свободе и независимости расскажет Уран. Он откроет, какова наша интуиция и способность к озарению.
10. О творческом воображении, субъективизме и мире внутренних образов расскажет Нептун. Какие мечты и фантазии будут нас волновать, каковы наши сны откроют знак и аспекты. Дом Нептуна предупредит, где мы можем столкнуться с иллюзиями, самообманом и обманом, с субъективизмом и неясностью.
11. О кармической задаче расскажет Северный лунный узел своим положением, а аспекты к нему и Чёрной луне откроют кармический опыт.
Всегда следуйте плану, не отвлекайтесь от него. Если, например, вы желаете получить сведения о вкусах человека и изучаете аспекты Венеры, никогда не смещайте акцентов: пусть Венера всегда отвечает на вопрос «что?», а все остальные планеты на вопрос «как?». Не бойтесь что-то упустить. Если вы следуете плану, то вы всегда вернётесь к аспекту и рассмотрите его и со второй точки зрения, когда уже Венера будет отвечать на вопрос «как?». В противном случае вы перемешаете два разнородных пласта информации. К сожалению, авторы описаний к астрологическим аспектам не соблюдают этих правил и спутывают карты. В результате астрологу-практику приходится разматывать клубок самостоятельно.
Рассмотрим, например, следующее описание соединения Венеры с Марсом:
Вы отличаетесь богатством любовных переживаний, ярким темпераментом и выраженным энтузиазмом. Благодаря своей чувствительности Вы излучаете очарование и гармоничную энергию. Вы умеете достигать успеха в любовных связях и легко завоевываете симпатии тех, в ком нуждаетесь. Вы сексуальны и романтичны, полны внутренней энергии и стремления к идеальному. Все ваши связи страстны и бурны, эмоции отличаются теплотой и силой.
Даже проявления агрессии у Вас странным образом сочетаются с обаянием и шармом. Вы предприимчивы и быстро ориентируетесь в обстановке. Расточительность и склонность к риску могут создавать проблемы в бизнесе.
Чаще всего ваши влечения естественны, непосредственны, а сексуальное поведение лишено извращений или чрезмерного тщеславия, но не исключены проявления ревности, капризности и раздражительности.
— А. Айч, «Астрологический аспектариум»
Далее для наглядности утверждения из этого описания разбиты на две группы: на утверждения для Венеры и утверждения для Марса.
Венера:
– богатство любовных связей, сексуальность — взаимодействие сексуальных планет;
– любовные связи (Венера) бурные, страстные, стремительные (Марс). Марс:
– энергия (Марс) гармоничная, очаровательная (Венера) — энтузиазм и шарм;
– агрессия (Марс) сочетается с шармом (Венера);
– деловая предприимчивость складывается из целенаправленного стремления (Марс) к материальному благу (Венера);
– действовать (Марс) щедро, плодоносно и даже расточительно (Венера).

Как видите, в результате в одном описании перемешаны характеристики сексуального поведения и склонности к деловой предприимчивости! Так для кого это описание: для героя-любовника или для бизнесмена? Если выдать такое описание аспекта человеку, что он решит в итоге, что он очень находчивый любовник, или что для него  лучшая дорога в бизнес лежит через постель? Можем ли мы ручаться за то, что после таких описаний нас поймут верно? А что для себя, как астрологи, мы почерпнём из такого описания? Если попытаться выразить главную идею этого текста, то какова она? Можете ли вы сформулировать её? Скажу честно, я не могу.
Вспомните, с чего мы начали. Мы установили, что цель любой дивинации —  пролить свет на запутанную ситуацию, расставить всё по своим местам, дать чёткие ориентиры, позволяющие сделать выбор. Но помогают ли витиеватые описания распутывать клубки сложных жизненных обстоятельств? Не думайте, что смешивание разнородных пластов информации выглядит плохо только на бумаге, а при чтении гороскопа создаст в уме более объёмную панораму гороскопа. Напротив, это собьёт вас с толку, и взамен решения проблем в бизнесе вы займётесь своей сексуальной жизнью, в то время как ваше личное дело будет стремительно катиться к краю пропасти.
Разумеется, я отдаю себе отчёт в том, что объём работы не позволяет превратить этот очерк в полнокровное руководство по чтению гороскопа, и всё что я могу — лишь дать несколько советов начинающим астрологам. Но я искренне надеюсь, что мне удалось донести до читателя четыре простых идеи:
– каждая планета в космограмме — это какая-то конкретная грань личности, которая формируется под действием знака зодиака планеты и её аспектов;
– каждая грань личности формируется конкретной планетой и ничем больше; другие планеты оттеняют и дополняют эту грань, но не преобразовывают её радикально;
– при самостоятельной интерпретации взаимодействия планетарных принципов или при чтении готовых интерпретаций следует чётко представлять, какая именно планета отвечает на вопрос «что?», а какая — на вопрос «как/какой?»;
– смешивание разнородной информации при чтении планетарного взаимодействия — худшее, что может сделать астролог.
На этом мне не остаётся ничего больше, как закончить свой очерк и пожелать вступившим на путь изучения искусства дивинации по звёздам легкой дороги и плодотворной работы.

А. Ди

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить