Сколько книг вы прочли за последний год?
 
Два ключевых шедевра Рафаэля
Автор: Анна Симбалайн 30.10.2016   

Загадка Ренессанса не разгадана. Все версии о том, почему из тьмы Средневековья возникло Возрождение остаются лишь гипотезами. Успехи ли в археологии, самоорганизация ли свободной интеллигенции, естественное ли ослабление церкви изнутри, а может быть – падение Византии и, как следствие, попадание новых идей и доселе нечитанных античных трудов в Италию вызвали этот неслыханный подъем мысли, творчества, индивидуализма и свободы.

 

Весьма заметный контраст с аскетическим схоластическим средневековьем! Эту эпоху назвали Возрождением благодаря обращению многих ключевых художников и поэтов к античной религии, а философов – к гуманизму.

 

Именно тогда были вновь обретены утраченные под натиском востока, основы западной культуры – свобода самовыражения, мысли и выбора. Они отличают западную цивилизацию, корни которой, безусловно, в Греции и Риме, от авторитарных цивилизаций востока – иудейской и мусульманской.

 

Ранее, в Романский период, разрушение Римской Империи и диктат церкви привел художников к заметному регрессу даже по сравнению с тем, что было достигнуто в античности - утрачены представления об анатомии, перспективе и чувственном самовыражении. Средневековые художники вновь и вновь эксплуатируют библейские мифы, отчего их картины смотрятся несколько однообразно.

 

С одной стороны, авторы Ренессанса, как и их средневековые предшественники, часто обращались к библейским сюжетам, церковным легендам о святых и традиции небесных сонмов. Ведь основными заказчиками их творчества, помимо богатых купцов и банкиров Италии, была, прежде всего, церковь. С другой стороны, неожиданный, и казалось, уже невозвратимый дух языческой культуры вновь начал носиться по итальянским республикам, а несколькими веками позже и по всей Европе.

 

Вот только один из примеров картин, которая передает идею окончательой победы Возрождения. Сравните этот праздник жизни с унылыми и сдержанными рисунками раннего Средневековья.

 

 

Восхищение Древней Грецией и Римом, снятие запрета на обнаженную натуру, попытка выразить чувства в лицах и позах героев и возрождение античных языческих мистерий на несколько веков заняло художников и поэтов пока не выродилось в барокко и маньеризм.

 

В годы Джотто и Данте, а затем в эпоху Леонардо, Микеланджело, Ботичелли и Рафаэля из пепла костров, где сжигали трупы умерших от чумы и еретиков, вознесся дух свободы.

 

С чего все началось? Возможно, с поцелуя Иуды с фрески Джотто? Этот пронизанный светом момент как бы насмешка перед напыщенными папами и кардиналами, не позволяющими себе ничего кроме трудов Аристотеля и Августина. Ведь Иуда – это самый страшный персонаж для христианина, и тут вдруг поцелуй, окутанный светом! Не намек ли это на гностическое Евангелие от Иуды к тому времени давно запрещенное и уничтоженное, но сохранившееся в отрывках в критике к нему «отцов церкви»? Иуда, прежде изгнанный из храма и клеймённый, вытесненный в бессознательное (по Юнгу), является перед Джотто в сиянии, которое предвещает спасение и, возможно даже, обусловливает его.

 

 

И спасение (в какой-то мере) наступает. К власти в Италии приходят истинные эстеты, а их привычка восхищаться красотой прекрасных дам в поэзии напоминает трубадуров Лангедока, от которого до Милана и Флоренции относительно недалеко. Не там ли укрылись последние катары и альбигойцы? При дворах Сфорца, Медичи, Висконти, Бокаччо. Это те правители, которые открыли дорогу творческим людям, таким, как собственно, Рафаэль, про которого будет эта статья.

 

Немногие из исследователей пытаются разгадать загадку Рафаэля Санти, в отличие от загадок его учителей – Микеланджело и Леонардо. И напрасно, ведь именно Рафаэлю мы обязаны такими грандиозными произведениями как «Афинская школа» и «Парнас», которые многие годы служили ориентирами в исканиях философов и поэтов.

 

Во второй половине жизни Рафаэль становится официальным художником папского двора. Ему было поручено расписать фресками комнату в папском дворце – «Станца делла Сеньятура». В ней он пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию. Две последних – самые выдающиеся – известны сегодня как «Парнас» и «Афинская школа», которые он рисовал в 1508-1511. Рафаэлю было тогда всего 25, поэтому уместно будет предположить, что папа Юлий II, который был заказчиком этих фресок был еще более просвещен в философии и поэзии, чем сам художник. История о том, чьей идеей было расположение именно этих личностей именно в таких ракурсах, остается загадкой.

 

 

Уникальность этих изображений в том, что Рафаэль совместил на них портреты величайших поэтов и философов, с трудами или пересказами трудов которых он, безусловно, был знаком. Каждого он изобразил в присущей тому манере. На его картине встречаются Боги и люди, древнегреческие и древнеримские философы со средневековыми, то же касается поэтов. Кроме того, исследователи выделяют на этих двух фресках группы персонажей, взаимодействующие между собой, например, Данте и Вергилий на «Парнасе», или группа пифагорейцев в нижнем левом углу «Афинской школы».

 

 

Возможно, Рафаэль продолжает традицию самого Данте, который поместил в первый круг своего ада всех представителей философской и поэтической мысли, если только они не были христианами, известными своей добродетельностью. Ведь именно в первый круг дантовского ада попали бы обитатели двух этих его фресок, ведь большинство из них были не по своей воле язычниками. Однако ко времени Рафаэля уже не пришлось помещать этих деятелей в ад, чтобы говорить о них – они оказались во дворце самого Папы Римского.

 

Рафаэль без всякого осуждения, а скорее с благоговением и преклонением рисует одухотворенные лица языческих гениев всех времен в кабинете Папы, где самой композицией картины «Афинская школа» утверждает равенство Платона и Аристотеля, что было немыслимо ранее для схоластов, базирующих свои доводы исключительно на втором, считая первого кем-то вроде еретика.

 

 

А второй, не менее знаменитой фреской «Парнас» он утверждает равенство христианских и античных поэтов. Поговорим сначала о ней.

 

Парнас – священная гора Аполлона, муз и поэтов

В Древней Греции Парнас был местом поклонения Аполлону. Именно на его склонах раскинулся знаменитый город Дельфы – центр эллинского мира. Там кипела жизнь и славились Боги: не только Аполлон и его музы, но и – в тайных святилищах – Дионис, Гея, Пан. Сегодня Парнас – это просто горная гряда в Греции, известная своими лыжными курортами и несколькими маршрутами восхождения на ее вершину. Кастальский ключ огорожен забором, а сами Дельфы – маленький перевал для туристов, праздно путешествующих в поисках достопримечательностей.

 

Для итальянцев эпохи Возрождения Парнас был совсем не той географической горной грядой, которой он является в физическом мире, а символом торжества поэтической мысли. Этот символ находится в метафизической реальности. Это тайный центр, где из единственного в своем роде Кастальского ключа питают свое вдохновение все великие поэты. Некоторые исследователи считают, что раз по направлению стены этой фрески находится Ватиканский холм, именно он в эпоху признания римской церковью права, за которое еще десятками лет раньше приходилось сражаться огнем и мечем, стал земным воплощением символического Парнаса.

 

На «Парнасе» изображен Аполлон с девятью музами в окружении восемнадцати знаменитых древнегреческих, древнеримских и итальянских поэтов Средневековья и Возрождения. В тенистой роще лавровых деревьев, окруженных обнаженными амурами – спутниками Аполлона — нас восхищает красота фигур божественных сущностей и столь же божественных поэтов, изображенных в порыве их поэтической мысли, от Гомера, Вергилия и Сафо до Петрарки, Данте и современников Рафаэля.

 

Кто есть кто на фреске?

 

 

1. Под номером один выступает сам Аполлон, играющий на виоле (это один из тех струнных инструментов, с которыми его изображали, хотя в Древней Греции его атрибутом была лира). Аполлон – это бог солнца, покровитель поэзии и вдохновения. Подробнее узнать об Аполлоне можно из этой статьи на Магистерии.

 

 

Вокруг Апполона в центре собрались музы. Девять дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины, покровительницы разных областей науки и искусства. У каждой музы был свой атрибут — символический предмет, говорящий о том, с каким принципом она связана.

 

2. Калиоппа – муза эпической поэзии; изображается с дощечкой и стилем (античные письменные инструменты). Она изображена ближе всего к Аполлону потому что родила от него сына – Орфея.

 

3. Эрато – муза любовной поэзии; изображалась с тамбурином, лирой, виолой или, реже, треугольником - ударным музыкальным инструментом.

 

4. Мельпомена – муза трагедии; изображалась в венке из плюща с трагической маской и палицей в руке.

 

5. Терпсихора – муза танца и пения; изображалась увенчанной венком, с виолой, лирой или другим - непременно струнным – инструментом.

 

6. Полигимния – муза священных гимнов; частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты – орган или лютня.

 

7. Клио – муза истории; изображалась увенчанной лавровым венком; с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков, или с книгой.

 

8. Талия – муза комедии и пасторальной поэзии; изображалась со свитком, небольшой виолой, реже с другими музыкальными инструментами, а позже c комической маской.

 

9. Эвтерпа – муза музыки, лирической поэзии; изображалась с флейтой (часто - с двойной, или авлосом) или иногда с трубой или другим музыкальным инструментом.

 

10. Урания – муза астрономии; изображалась с шаром и циркулем

 

 

Далее от муз мы переходим к поэтам:

 

11. Сапфо – древнегреческая поэтесса. Жила на острове Лесбос, и именно благодаря ей появилось слово "лесбиянка". Стояла во главе кружка знатных девушек, которых обучала музыке, слаганию песен и пляскам. В центре ее лирики - темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Она находится слева внизу рядом с другими лириками. Этот знаменитый портрет Сапфо был найден и в Помпеях. Интересно, что группу фигур рядом с Сапфо на этой фреской называют Groupo de Sinistra, то есть левая группа, что наталкивает на мысль об их политических убеждениях.

 

12.  Алкей – древнегреческий поэт. Был вместе с Сапфо представителем эолийского мелоса (лирической песни). Среди поэтических творений Алкея также бравурные военные песни, застольные песни для аристократических пиршеств, любовные песни и гимны в честь богов.

 

13. Коринна – древнегреческая поэтесса из Беотии. В основе произведений лежат сказания о родной земле; при этом поэтесса пользовалась своим родным беотийским диалектом. Ее произведения дошли до нас лишь во фрагментах.

 

14. Петрарка – знаменитейший итальянский поэт, один из последователей гуманистической школы Ренессанса. Знаменит своими поэмами к Лауре и своей платонической любовью к ней. Он находится в окружении древнегреческих поэтов и поэтесс, так как именно у них он черпал вдохновение. Он был признан одним из самых великих ученых своего времени.

 

15. Анакреон – древнегреческий поэт-лирик, "певец любви". Его поэзия сохранилась лишь во фрагментах. Ее мотивы – сознательно культивируемое наслаждение чувственными радостями жизни (в духе изящного эротизма), а эмоциональный фон – тяготы старости и предчувствие смерти. Он находится слева внизу рядом с Сапфо.

 

16. Безымянный юноша. Гомер, который изображен под номером 18, традиционно изображался слепым (в античную эпоху считалось, что его слепота была наказанием за его клевету на Елену Троянскую). Идеализированные портреты Гомера – а именно к таким относится рафаэлевское изображение – демонстрируют его седовласым старцем очень благообразной внешности, с незрячими глазами и с лавровым венком на голове. Традиция, которой в придерживался Рафаэль, предписывала изображать Гомера вместе с сопровождающим его безымянным юношей, который стилем записывает его слова на вощёную дощечку.

 

17. Данте Алигьери – самый знаменитый средневековый поэт Италии, а также одна из самых выдающихся фигур в западноевропейской литературе. Больше всего известен как автор грандиозной эпической поэмы, первоначально называвшейся "Комедией", а позже "Божественной комедией". Несмотря на специфические средневековые черты, это гениальное творение с глубоким виденим преходящей и вечной судьбы человека и одна из первых и, на тот момент, достаточно смелых попыток обращения к античности в литературе.

 

18. Гомер – древнегреческий эпический поэт, которому со времен античной традиции приписывается авторство "Илиады" и "Одиссеи". Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов. Собственно, именно ссылаясь на Гомера древнегреческие философы передавали мифы и легенды, повторяли в след за ним события истории. Однако ныне есть версии, что Гомер – это не один человек, а целая школа. Мол, один человек с таким бы объемом информации не справился. Сейчас трудно разгадать загадку Гомера, однако для Рафаэля и его окружения Гомер представлялся именно так, как его описывали древние греки – слепым гением.

 

 

19. Вергилий – римский поэт. Его Пастушеские песни рисуют идиллический мир сельской жизни, уводящий от скорбной действительности в идеальную Аркадию (местность на Пелопонессе). Данте и Вергилий смотрят друг на друга на фреске. Соединение этих фигур представляется совершенно ясным и оправданным: в путешествии Данте по Аду и Чистилищу, описанию которого посвящены первые две части "Божественной комедии", спутником и проводником Данте был именно Вергилий. В своем самом знаменитом произведении Вергилий предсказывает будущий золотой век и скорое рождение ребёнка, который изменит течение жизни на земле. Поэт рисует картину этой будущей счастливой жизни, когда всякий труд будет лишним и человек везде будет находить все, что ему нужно, и заканчивает славословием будущего благодетеля людей. Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество рождения Христа.

 

20. Неизвестный мужчина.

 

21. Людовико Ариосто – итальянский поэт эпохи Высокого Возрождения. Писал на латинском и итальянском языках. Автор комедий нравов ("Шкатулка", "Чернокнижник"). Главным творением является "Неистовый Роланд" – легенда о Карле Великом и его Палладинах, которое в Италии было так же популярно, как в других частях Европы – легенда о короле Артуре.

 

22. Джованни Бокаччо – итальянский писатель более всего знаменитый книгой «Декамерон» – сборником новелл, которые прозвучали свежим новым словом, воспевающим человека как такового. Возможно, именно с него началось возрождение гуманизма. Он воспевает свободного и естественного человека, гармоничного и прекрасного от природы, не склонного ее демонизировать – точно повторяя, вернее возрождая, античные образы в идеализированном представлении древнегреческих и древнеримских поэтов.

 

23. Альбий Тибул – древнеримский поэт из аристократического рода. В своих стихах воспевал любовь с присущей ей ревностью, огорчениями и разочарованием. Стихи Тибулла пронизаны сентиментальной нежностью и высокими чувствами. Чистый и в высшей степени изящный язык, которым написаны его двустишия, позволил ему уже в древности стать выдающимся римским элегиком.

 

 

24. Проперций – римский поэт. Не обладая честолюбием и не стремясь ни к политической, ни к военной карьере, он жил в Риме, целиком отдаваясь поэзии. Стихи Проперция отличаются печальным настроением, сердечной эмоциональностью, душевностью, его язык порой загадочен.

 

Тибулл и Проперций имеют много общего (потому они поставлены Рафаэлем рядом): они вышли из среды италийских земледельцев, пострадавших во время конфискаций гражданской войны, оба выступили с первыми книгами в одно время, в центре творчества обоих стоит образ единственной возлюбленной – "дамы". При этом Тибулл и Проперций принадлежали разным, причем противостоявшим друг другу, литературным кружкам: Тибулл был близок к знаменитому вельможе Мессале Корвину, а Проперций – к Меценату (потому Рафаэль изобразил их явно спорящими друг с другом).

 

25. Антонио Табальдео – итальянский поэт и литератор. Жил при дворах Феррари, Мантуи и, наконец, в Риме в период правления папы Льва X. Он лишился своего имущества во время разграбления Рима, оставил описание разграбления Рима, во время которого потерял все.

 

26. Якопо Саннадзаро – итальянский поэт. Его пасторальный роман "Аркадия" был весьма популярным памятником итальянской литературы.  В центре повествования страдающий от любви поэт, который уходит из города (в данном случае Неаполя), чтобы жить в безмятежности и простоте Аркадии. В сельской Аркадии он пускается в странствия, прислушивась к любовным или печальным песням пастухов. «Аркадия» — первая крупная пастораль в ренессансной Европе, которая приобрела международный успех. Роман оказал решающее влияние на развитие пасторального жанра в европейской литературе XVI—XVII веков.

 

27. Гораций – римский поэт. В книгах его сатир, од и посланий рассуждения о бренности жизни и бессмертии поэзии и наставления; воспевая доступные радости бытия (уединенная жизнь, душевный покой, дружба, любовь), утверждает культ меры и умеренности. Автор выражения "Золотая середина". Возможно, поэтому Якопо Саннадзаро так внимательно смотрит на него на картине – ведь именно Гораций воспел истинную радость жизни.

 

28. Пиндар – древнегреческий поэт-лирик. Писал хоровые песнопения, культовые гимны, похвальные песни в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и других спортивных играх. Пиндар, с точки зрения композиции, безусловно, составляет пару Сапфо: она – представительница монодической мелики, то есть писала песни, которые исполняются сольно, он – хоровой мелики. Эти два столпа древнегреческой лирики расположились симметрично  у основания Парнаса.

 

Следует добавить, что толчок, который был дан в эпоху Возрождения распространился на многих поэтов и художников более поздних веков – барокко, ампира, романтизма. Недаром и до сих пор существует выражение «Взойти на свой Парнас», что означает достичь триумфа, признания в поэтическом творчестве.

 

Афинская школа или Философия

Первоначально эта фреска, видимо, называлась просто «Философия». «Афинская школа» – название не вполне соответствующее изображенному, потому что здесь кроме афинских философов, много и тех, кто никогда не бывал в Афинах. И кроме того, здесь собраны  изображения мыслителей, которые жили в разное время и физически никак не могли встречаться друг с другом.

 

 

Как и в случае с Парнасом Рафаэль создает некий идеальный образ идеального собрания идеальных мыслителей. Некое архетипическое царство философии, а под философией как в античности, так и во времена Ренессанса, подразумевалась и математика, и архитектура, и медицина, и ораторское искусство, и даже живопись.

 

«Афинская школа» — многофигурная композиция, на которой представлены древние философы. Некоторым из них Рафаэль придал черты своих современников. Например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, а Гераклит в образе Микеланджело. На ней представлены мудрецы всего мира, которые спорят друг с другом или учатся друг у друга.

 

Рафаэль изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н. э. Рафаэлю, как и его современникам, было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой роще. Но тем не менее, художник избирает фоном величественное здание, выдержанное в классическом стиле. Возможно, Рафаэль пришел к такому решению потому, что подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем любой природный пейзаж, который представлен на фреске «Парнас».

 

Кто есть кто в «Афинской школе»

 

 

1. Зенон Китийский – древнегреческий философ, основатель школы стоицизма. Стоики  представляли собой нечто среднее между киниками, практиковавшими полный отказ от богатства и аскетизм и эпикурейцами, наслаждавшимися всеми радостями жизни. Именно поэтому он смотрит с некоторой неприязнью на Эпикура,

 

2. Эпикур – основатель гедонизма и эпикурейства древнегреческий философ Эпикур выступал за чувственное наслаждение жизнью и получение как можно большего числа удовольствий. Правда, он еще говорил и о том, что чем человек разумней и образованней, тем и удовольствия у него более утонченные и изысканные. Эта часть его философии не пользуется такой популярностью, как первая. Как видно из композиции, он усиленно записывает за Зеноном его правила стоицизма, чтобы их затем опровергнуть.

 

3. Фредерико II, герцог Мантуи – итальянский аристократ, истинный ценитель искусства, меценат и заказчик трудов художников и скульпторов Ренессанса. Он как бы выглядывает из-за колонны, находясь рядом с Пифагором – что намекает на его весьма широкие научные интересы. Именно благодаря таким людям, как Федерико, которые сумели убедить римскую церковь, что можно быть христианином и ценить искусство одновременно, Ренессанс и получил свое развитие.

 

4. Боэций – средневековый научный деятель, прежде всего, философ, математик и теоретик музыки, но также и поэт, известный своим сочинением «Утешение философией», который оказал огромное влияние на других поэтов средневековья. Несмотря на то, что его казнили как еретика и мага, он был, прежде всего, философом-схоластом, переводил логические труды Аристотеля с греческого на латынь. Он изображен подглядывающим в записи Пифагора – намек Рафаэля на то, кто истинны отец математики.

 

5. Аверроэс – этот арабский научный деятель, благодаря которому Средневековый Восток был тем, чем мы его считаем – центром развития алхимии, медицины и духовной мысли, на фреске Рафаэля заглядывает в труды Пифагора. Но кроме того, Аверроэс был представителем аристотелевской школы и во многом способствовал попаданию трудов Аристотеля в Европу.

 

 

6. Пифагор – столп всей древнегреческой науки и философии, окутанная легендами фигура. Основатель своей собственной философской и научной школы, отличающейся строгими и весьма странными порядками. На Пифагоре основывают свое учение все досократики, от него ведут свою историю многие мистики и маги. Сам же Пифагор посвящался в храмах Египта и приобщился таким образом к древнеегипетской мудрости, став впоследствие... отцом математики.

 

7. Александр Македонский – один из немногих представителей правящей знати, великий полководец представлен на этой картине как такой завоеватель, который сумел распространить греческие идеи далеко от границ ранней Эллады. Даже Египет после завоевания Александра стал ближе к древнегреческой религии, хотя еще во времена Пифагора был законодателем религиозной мысли, и его жрецы смотрели на греков снисходительно. Александр отличался терпимостью к другим религиям и всегда искал сходство чужих богов с греческими. Несмотря на свою популярность, только один истинный портрет Александра сохранился – этот бюст работы Лисиппа.

 

8. Ксенофонт – древнегреческий писатель и полководец, чья жизнь непосредственным образом связана с Афинами. Своей книгой «Анабасис Кира» он положил традицию автобиографии. Философские идеи того времени, в том числе и учение Сократа, оказали на него лишь небольшое влияние. Это особенно ярко сказалось в его религиозных взглядах, для которых характерна вера в непосредственное вмешательство богов в людские дела, вера во всевозможные знамения, посредством которых боги сообщают смертным свою волю.

 

9. Гипатия (черты лица возлюбленной Рафаэля, Маргериты) – примечательно, что единственной женщиной (помимо нескольких безымянных учениц Евклида) на этой фреске является Гипатия, которая в начале нашей эры подверглась жестоким гонениям со стороны церкви. Удивительно, что после стольких лет она появляется в папском кабинете. О Гипатии мы уже писали ранее в Магистерии.

 

 

10. Эсхин – древнегреческий государственный деятель, один из десяти аттических ораторов. Своим выступлением на собрании из десяти тысяч человек в Мегалополисе в Аркадии побудил их объединиться и выступить против Филиппа Македонского, но затем был изгнан из континентальной Эллады на Самос, где открыл школу риторики. Он изображен беседующим с Сократом, возможно, потому что Сократ, главный герой диалогов Платона, положил начало ораторскому искусству, основанному на логических доводах.

 

11. Парменид – древнегреческий философ-досократик, основатель элейской школы. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (предложив впервые сам этот термин), заложив фундамент классической греческой онтологии. Пармениду принадлежит высказывание «Бытие есть, а небытия нет» (так как его нельзя помыслить).

 

12. Сократ – отец философии, тот, кто олицетворяет собой философию, так как любил мудрость больше всех земных благ и предпочел смерть отказу от своих убеждений. Момент его смерти запечатлен на многих картинах, так как она впечатляла и заставляла страдать многие поколения философов и просто сочувствующих. Он – учитель Платона, стоящего у основ всех идеалистических учений. Сам Сократ – фигура почти мифическая. О его убеждениях мы знаем только от самого Платона и нескольких других свидетелей.

 

 

13. Гераклит Эфесский (портретное сходство с Микеланджело) Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется». С сочинением Гераклита были знакомы Сократ, Платон и Аристотель, его последователь Кратил становится героем одноимённого платоновского диалога. Возможно, Рафаэль знал, какую громадную роль сыграл Микеланджело, чтобы утвердить Ренессанс – время свободы для художников. Гераклит так же знаменит в становлении древнегреческой философии. Считается, что поза Гераклита изображает колебания Микеланджело между неоплатонической школой и христианством.

 

14. Платон (портрет Леонардо да Винчи) с трактатом «Тимей» в левой руке – именно в эпоху Ренессанс после нескольких столетий забытия возрождается платонизм. Возможно, его нужно называть неоплатонизмом, но так называли философскую школу начала эры, и может возникнуть путаница. Так или иначе, тот факт, что сегодня Платон – это краеугольный камень всей западной философии мы обязаны его многочисленным последователям, в частности, Леонардо да Винчи, которого Рафаэль рисует на фреске на месте Платона. Леонардо да Винчи такой же запредельный гений Ренессанса, каким Платон был для Древней Греции.

 

15. Аристотель, держащий Никомахову этику, свою собственную книгу. На этой этике основывается почти вся схоластическая философия средневековья. Он изображен с опущенной вниз рукой, чем как бы приземляет слишком идеалистические и отвлеченные полеты мысли Платона.

 

16. Диоген – древнегреческий философ, известный тем, что когда Александр Македонский хотел наградить его, отказался от всяких почестей. Он изображен со своей миской нищего, возлежащий на ступенях храма в своей отрешённости. Диоген очень вдохновлял деятелей искусства во все времена.

 

Известно очень много картин, изображающих встречу Диогена и Александра Македонского в момент, когда он на вопрос, чем император может помочь ему: "Отойди и не заслоняй мне солнце". Диоген – основатель школы аскетизма в античности.

 

17. Плотин – философ эпохи эллинизма, основатель школы неоплатонизма. В новом для того времени ключе доносил до учеников идеи Платона и воздвиг целые воздушные замки из идеи эйдосов, разработав воззрение, согласно которому мудрость Бога, постепенно по планам спускающаяся к людям, все время теряет свою благодать, и в реальности мы видим искаженные осколки божественных идей. Он стоит в отдалении от всех остальных и смотрит в сторону столпов философии, прежде всего, Платона.

 

18. Евклид с учениками (портретное сходство с архитектором Донато Браманте) – первый геометр, автор основных геометрических аксиом, а также математик, положивший начало методу доказательств в виде теорем. Донато Браманте, с кем схож портрет Евклида – основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения.

 

Его самой известной работой является главный храм западного христианства — базилика Святого Петра в Ватикане – вершина архитектурной, а следовательно и геометрической науки того времени, практически еще одно чудо света. Считается, что благодаря его протекции Рафаэль попал в Рим.

 

19. Зороастр – один из мифических персонажей древности, основатель зороастризма. Воспевается в Авесте. Считается, что именно он привнес монотеизм в мир, однако ранний зороастризм прежде всего, дуалистичен, и также несет в себе наследие древнеперсидской языческой религии – в виде семи божеств Амеша-Спента.

 

 

20. Клавдий Птолемей — позднеэллинистический астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ. Жил и работал в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. Отец астрономии в данном случае.

 

21. Протоген – древнегреческий художник, мастер живописи и скульптор; современник и друг живописца Апеллеса.

 

R — Апеллес (черты лица самого Рафаэля) — древнегреческий живописец, друг Александра Македонского, его портретист. Ни одна из его картин не сохранилась. Эта римская Венера из Помпей – единственная дошедшая до нас копия его работ.

 

Рафаэль изобразил себя в его качестве и поместил себя рядом с Зороастром, намекая на свои собственные убеждения, а также Протогеном – единственным, кроме самого Рафаэля, живописцем на картине. Примечательно, что тот факт, что Рафаэль изобразил себя на фреске «Философия» («Афинская школа»), а не «Поэзия» («Парнас») показывает, что в то время художники были ближе к философам, нежели к поэтам, тогда как сегодня живопись считается изобразительным искусством, поэзия – литературным, тогда как философия превратилась в гуманитарную науку, а математика – и вовсе, в точную.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить