Мы в соцсетях

 

 

 

Ритуал - это
 
По Вашему мнению, магия - это
 
Три богини доисламской Аравии
Автор: Бадер Сааб. Перевод и примечания А. Симбалайн 08.02.2022   

Вниманию читателя предлагается перевод с английского трех статей о доисламских Богинях арабских племен. Имеются в виду три знаменитые «дочери Аллаха», которые упоминаются в Коране, Шайтанских аятах, «Книге идолов» и другой литературе, из которой можно почерпнуть сведения о доисламском пантеоне. Автор этих статей называет себя современным Шаиром, поэтом-жрецом доисламских Богов и бывшим викканином. Он лично подготовил молитвы и воззвания этим Богиням и делится опытом взаимодействия с ними, а также подтвержденными данными из первоисточников.

 

Вместе эти Богини похожи на греческих мойр, римских парок, северных норн и прочие триады Богинь. При этом Манат, Аль-Лат и Аль-Узза наверняка были одними из самых почитаемых Богинь всего доисламского арабского мира, простиравшегося от Набатейского до Сабейского царств.

 

Ранее я (т.е. переводчик) делилась своими находками по доисламскому пантеону Богов и Богинь в Аравии. С ними вы можете ознакомиться в этом ролике на Youtube. Автор этих статей поделился бесценной информацией о поклонении этим Богиням, которая может быть полезна каждому магу, мистику или исследователю, который хотел бы узнать об этих Богинях больше. Например, о том, что Аль-Уззе нужно поклоняться рядом с акацией, а Аль-Лат призывать с помощью белого камня кубической формы. Манат — третья, и называемая иной, Богиня — больше всего похожа на Гекату, Персефону или Кали — темную Богиню смерти и колдовства.

 

Об авторе:

Бадер Сааб — журналист, индивидуальный эклектический ведьмак (witch), самопровозглашенный современный Шаир (Sha’ir). Вот что он пишет о себе: "Ведьмовство нашло меня, когда я был тинейджером. С тех самых пор я изучал и практиковал его в эклектическом ключе, но недавно я нашел свой путь как современный Шахир, доисламский жрец, которые находились в союзе с Богами и джиннами, способными к магии и вдохновляющими племя и воинов поэзией. Кроме чтения и написания работ вы можете найти меня за изучением субкультуры готики, изучающим новые языки, заваривающим необычные комбинации чая, а также за написанием бесконечного списка фильмов, музыки и т.д.".

 

Вот статьи. Я располагаю их по нумерации автора — сначала о Манат, затем об Аль-Лат (автор использует именно это написание, хотя вариант Аль-Илат, что означает Богиня, кажется более подходящим), затем об Уззе.

 

Манат: доисламская Богиня времени, судьбы и смерти

В поисках собственных корней и верований моих предков доисламского периода, я обнаружил любопытную триаду Богинь. Викка научила меня, что у Богини три лица, которые символизируют три стадии развития женственности: дева, мать и старуха. Я больше не являюсь викканином, и тем более приятным сюрпризом стало для меня обнаружение арабской доисламской Триады, несущей в себе тот же смысл.

 

Очевидно, что после многих лет призывания греческой Богини Гекаты, меня в большей степени привлекла Манат, старуха, Старица, Богиня времени, судьбы и смерти. Но кто она на самом деле такая?

 

В доисламских верованиях Аллах ( что по-арабски означает Бог) перестал играть активную роль после сотворения Вселенной, так как хотел отдохнуть. Он остался пассивным наблюдателем, который смотрит на все из далекого тихого угла. Трое его дочерей стали посредницами между человечествоми и Аллахом, который подключался к людским делам только в отчаянные времена. Манат, которую иногда называли Манах, считалась первым творением Аллаха, его старшей дочерью. В «Книгае об идолах» Хишам ибн Аль-Калби объясняет:

 

"Самым древним из всех этих идолов была Манат. Арабы называли детей Абд-Манат и Зайд-Манат. В окрестностях аль-Мушаллал в Кудайде между Мединой и Меккой ей воздвигли святилище на морском берегу. Все арабы славили ее и приносили перед ней жертвы. Авы и хазраджи, как и жители Медины и Мекки и окрестностей, славили Манат, приносили ей [идолу — прим. Переводчика] в жертву различные подношения. Авы и хазраджи, также как и арабы Ятриба и других местностей, в которых вели тот же образ жизни, что и они, желали совершить паломничество и точно такое же бдение в тех же местах, только они не брили голову. Тем не менее, в конце паломничества, когда они уже собирались возвращаться домой, они выдвигались в то место, где стояла Манат, брили голову и оставались там некоторое время. Паломничество не считалось законченным до того момента, пока они не навестили [идол] Манат".

 

 

Иногда ее описывают как мать, в других случаях — супругу Хубала, Бога-воина, который, согласно верованиям, также отвечал и за предсказание будущего. Кузах, мекканский Бог штормов, грома и облаков также бывал назван ее супругом. Ее идол был сделан из огромной глыбы черного мрамора. Также верили, что Манат может изменить  к худшемусудьбу того, кто причинил ей неудовольствие, так что клятва, приносимая ей считалась, самой серьезной и искренней. Так как она Богиня смерти, ее вызывали в набатейских ритуалах по всему Кайшу, Тарахе и Дху-Шаре, чтобы защитить могилы и проклясть тех, кто их потревожил.

 

Я записал молитву, которая пришла ко мне естественным образом, и которую я использую каждый раз, когда чувствую, что нуждаюсь в Богине. Арабский язык отличается в разных странах, поэтому я предпочел перевести молитву на английский, и я призываю вас также использовать ее так, как вы предпочтете. Пока сердце остается честным и мы знаем, к кому мы обращаемся, Манат будет нас слушать.

 

"Йа Манат, дочь Аллаха,

Ты та, что целует луну,

Ты та, кто знает что случится с нами,

Следи за этим нашим домом,

Йа Манат, поцелуй эти руки, поцелуй одну и поцелуй обе.

Аллах да благословит тебя [1], Йа Манат, да позволит тебе Аллах пребывать с нами, Йа Манат".

 

Еще одна молитва, которой поделился с нами Амр-Аттар-Йюнаджам [2] использовалась для прославления трех сестер. Я использовал ее несколько раз, и мне понравилось как она звучит и как чувствуется:

 

"Силами Аль-Лат и Аль-Уззы, и Манат, третьей Богини, иной. Воистину, они наиболее возвышенные старицы и на их заступничество следует надеяться".

 

Моя самая недавняя практика — писать ее имя на арабском как часть медитации. Я просто пишу его — без всякого сценария или церемонии, пытаясь запомнить и понять что я пишу, пытаясь чувствовать буквы с тем, как они появляются. Я бы советовал вам делать то же, и, разумеется, я призываю вас делиться результатами практики.

 

Видение Манат

Однажды во время трансового состояния у меня было видение. Все происходило в доме моей бабушки в моем родном городе. В видении не было никого, кроме меня и еще двух персонажей — зеленого рогатого человека, относительно которого я уверен, что это был кельтский Бог Цернуннас, и женской фигуры — маленькой, одетой в красивые черные одежды, с белой вуалью, не закрывающей лицо, на голове. Как вы можете догадаться, это была Манат.

 

Я хорошо помню на ее лице сострадание, любовь и понимание, особенно в глазах, помню, какими гладкими и чистыми были ее одежды, и какими теплыми — ее руки, когда она взяла меня. Я не буду писать, что я вскрикнул, так как честно говоря, не помню ничего кроме этого, но когда я вернулась я все еще чувствовал ее присутствие вокруг. Она приняла меня таким, какой я был, есть и буду, ведь она знает обо всем на свете.

 

Единственной проблемой, с которой я сталкиваюсь снова и снова, в работе с Манат — это отсутствие достоверной информации о ней. Но я предпочитаю смотреть на это как на шанс быть частью ее мифа и, кто знает, возможно, и реконструкции ее культа. Мы радуемся, когда есть много данных о божестве. Но там, где мы едва ли что-то знаем, тоже есть повод порадоваться.

 

Я все еще продолжаю работу над своей связью с Манат. Я продолжаю изучать материал о ней и в целом не перестаю приглашать на свои ритуалы. Влечет ее энергия столь дикая, плотная и загадочная, почти что вызывает зависимость. У вас тоже может появиться такой голод, влечение к этой неизвестной вибрации, и если вы столь же любопытны, сколь и я, вы захотите понять ее. Но как действительно можно понять эту давно забытую Богиню времени, судьбы и смерти? Можно лишь пожелать удачи в этом начинании.

 

Примечания

1. Вариант: May Allah be pleased by you — да будет Аллах доволен тобой (также можно перевести, да доставишь ты удовольствие Аллаху — прим. Пер.).

 

2. Здесь и далее под этим именем упоминается современный автор и блогер ‘Amr-Athtar Yunajjam, работающий в традиции реконструкции и инвокации доисламских Богов. Приводимые ниже строки на самом деле из «Шайтанских стихов», в которых рассказывается, что в тот момент, когда Мухамед получал эти строки Корана от Гавриила: "Думал ли ты об Аль-Лат и Аль-Уззе, и Манат, третьей, иной?" (Коран: 53:19-20), Шайтан искушал его, и Мухамед пробормотал следующий текст: "Они наиболее возвышенные "gharāniq", на заступничество которых нужно надеяться". Эта строка взята из религиозных заклинаний мекканских политеистов, который молились треб богиням пока ходили вокруг Каабы (согласно "Книге идолов" Хишама ибн-аль-Калби).

 

Аль-Лат: доисламская Богиня урожая, плодородия и любви

Согласно арабскому доисламскому мифу, Бог, или Аллах, создал трех дочерей, которые должны были заботиться обо всем, что он создал. Это были наивысшие божества после Него. Этими тремя сестрами были Манат, Аль-Лат и Аль-Узза. Мы уже познакомились с Манат, и теперь время узнать о средней сестре, Аль-Лат, чья роль немного более расплывчата, нежели роль Манат.

 

Начнем с самой базовой книги про арабское язычество: «Книги идолов», Хишама ибн аль-Калби, в которой утверждается:

 

"Затем они приняли Аллат как свою богиню. Аллат стояла в Таифе и была даже более недавней, чем Манат. Она представляла собой кубическую скалу, за которой неверный (в английской версии a common Jew — обычный еврей? — прим. Пер.) готовил свою привычную ячменную кашу. Ее защищал бану-Аттаб ибн-Малик Такиф, который построил здание вокруг нее. Курайшиты, как и все остальные арабы не поклонялись Аллат. Но они также называли своих детей в ее честь, называя их Заид-Аллат и Таим-Аллат.

 

С левой сторон от нее находился минарет нынешней мечети Таифа. Аллат славили до тех пор пока Такиф не принял ислам, когда пророк Бога, отправил Мугираха ибн-Шубаба полностью разрушить ее (идол) и сжечь ее (храм)".

 

Далее мне попался "Словарь Богов и Богинь", куда его составитель Майкл Джордан включил Аллат:

 

"Звездная богиня и богиня-защитница, которую почитали северные и центральные племена арабов до принятия ислама. Одна из трех дочерей Аллаха. В Пальмире ее часто призывали как местную богиню-защитницу, как Аллат или Астарту, с которой у нее сильная связь. В Таифе ее символизировал белый гранитный камень. В эллинистический период ее синкретизировали с Афиной или, согласно Геродоту, который называл ее Алилат, с Афродитой".

 

В дополнение к этому Аль-Лат соотносили с Атаргатис, сирийской богиней-девственницей. Ее гранитный камень был, согласно свидетельствам, кубической формы, и ее называли богиней урожая, плодородия и любви. Ее ассоциировали одновременно и с полумесяцем, и с солнцем, и у нее было много эпитетов, среди которых Раббат (Госпожа), Ильахатан, Элат и Арсай.

 

Аль-Лат призывали с просьбой даровать милосердие, легкость, провцветание и благополучие. Ее также звали для защиты от врагов, мести агрессорам и для благоприятной погоды. Ее почитали как богиню растительности, сельского хозяйства и плодородной почвы, а также божественную покровительницу торговли и подательницу богатства и власти. После того как на ее святилище в Таифе нашли камни оникса, оникс стал считаться священным камнем Аль-Лат. Среди ее божественных животных первым называют льва, а за ним — газель и верблюда.

 

Хотя ее сравнивали с Астартой и Афродитой, я склоняюсь к соответствию Деметре, из-за роли богини урожая. Есть и другие связи с Деметрой. Иногда считается, что Аль-Лат — это та же Богиня, что и Аль-Узза, тогда как имя Узза — это скорее титул, чем имя другой богиней. Также Уззу иногда считают божеством без определенного пола.

 

Аль-Лат считалась защитницей духов мертвых, которые жили под землей, при этом есть западно-семитская хтоническая богиня подземного мира Аллату, о которой нам мало что известно. Я верю, что Аллату — это одно из имен Аль-Лат, когда она выступает как защитница могил, кладбищ, погребений и останков.

 

Белый квадрат Аль-Лат

Что нам делать со всей этой информацией? Как я писал в статье о Манат, мы можем поучаствовать в возрождении культа Богини. Все что нужно — это креативность и стремление стать ближе к этой все еще таинственной для нас богине.

 

Если Аль-Лат почитали как кубический белый камень, что может остановить нас от того чтобы использовать белый квадрат из бумаги как ее образ? Или мы можем приветствовать Богиню каждый раз, когда мы видим рыжего или золотистого кота?

 

Я не буду утверждать, что отчетливо видел ее или сестру Аль-Уззу. Обе они оставались за спиной Манат, но это не останавливало меня от того, чтобы читать и узнавать о них все больше. Я даже написал медитацию для установки связи с Аль-Лат, которую я привожу ниже. Не бойтесь менять это воззвание так, как предпочтительно для вас. Произносите его на любом языке, меняйте полностью, но убедитесь, что молитва осталась такой же простой, как мой вариант, и обращайте внимание на те символы, которые она пошлет вам.

 

Осознайте, что она — могущественное божество. Хотя она вторая сестра, это вовсе не значит, что с ней проще работать, чем с Манат. Ее имя звучит сильно, когда я  произношу его вслух, и сразу после этого я чувствую защиту от нее. Она — страж и мать, и как любая мать, Аль-Лат любит нас безусловной любовью.

 

Сядьте удобно в тихой комнате, желательно, чтобы естественный свет проникал в нее. Если это возможно, практикуйте на свежем воздухе. Если нет, то хотя бы откройте окно и сядьте недалеко от него.

 

Сконцентрируйте свой взгляд на белом квадрате из бумаги, размещенном перед вами или просто на белой стене. Сделайте неколько глубоких вдохов и выдохов и позвольте своим мыслям течь свободно.  Не пытайтесь их контролировать. Напишите черным на белом ее имя на арабском языке (не забудьте, что писать нужно справа налево), закройте глаза, и как только почувствуете, что готовы, провозгласите воззвание Богине:

 

"Йа Аль-Лат, Иа Аль-Лат

Дорогая, всемогущая Мать,

Услышь мой зов".

 

Почувствуйте энергию, которая окружает вас и нарастает внутри вас, попытайтесь достичь богини, которая проявляется в свете, почувствуйте ту силу, которая принимает форму могущественной белой львицы перед вами. Увидьте, как львица спокойно походит к вам, и как только она подойдет совсем близко попросите благословения у нее, опустите руки на ее голову и пусть она поцелует вас в лоб.

 

Так она передаст вам часть своей энергии, своего света, который направляет и защищает, своего белого огня, который создает все, что только пожелается вашему сердцу. Получите эту силу и увидьте, как огонь проходит от лба до сердца. Как вы себя чувствуете в этот момент? Для чего может быть использована эта энергия?

 

Поблагодарите ее любыми подходящими словами, и когда львица уйдет, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и откройте глаза. Я советую записать свой опыт в виде заметок или надиктовать его на телефон как только вы почувствуете, что полностью пришли в себя.

 

В течение следующих дней обращайте внимание на каждый символ, метафору, чувство или что-либо еще, что привлечет ваше внимание (в связи с Богиней и ее символизмом — прим. Пер.) и вновь повторите эту практику через несколько дней или недель. Аль-Лат может посылать более явные сообщения, чем Манат, но вы узнаете об этом только после того как пообщаетесь с ней несколько раз и послушаете, что она скажет. Кто знает, какое послание наша мать может нам передать?

 

Аль-Узза: доисламская богиня войны, защиты и целительства

Третья доисламская арабская богиня, дочь Аллаха, упоминаемая вместе со своими сестрами Аль-Лат и Манат, Аль-Узза — это богиня войны, защиты, исцеления. Я жду с нетерпением начала работы с ней, так как она была очень уважаема многими племенами и, как мы увидим, ее мифология, эпитеты и имена крайне интересны.

 

Согласно "Книге идолов":

"Представил Аль-Уззу Зилим ибн Асад. Ее идол находился в долине Нахла аль-Шамиях под названием Хурад. Над ней Залим посторил дом, который называли Бусс, и в котором люди получали предсказания оракула. Арабы, как и курайшиты называли своих детей Абд-уль-Узза. Кроме того, у Аль-Уззы был самый большой идол из всех у курайшитов. Они совершали [паломнические] путешествия к ней, приносили ей дары и искали ее покровительства через жертвы".

 

В отличие от идолов ее сестер, которые были выполнены из камня, идол Аль-Уззы представлял собой три акации, и считалось, что она проявляется через них. Тем не менее, их срубил Хадид ибн Аль-Валид, который, рано приняв ислам, также убил последнего служителя храма, садина, Дубайяха ибн Харама ас-Сулами.

 

Также о ее идолах Амр-Аттар-Юнаджам (см. Примечание 2 к статье о Манат выше - прим. Пер.) пишет:

 

"Внутри храма Буссы был еще один еще один важный идол Аль-Уззы: бедренная кость, которая была высечена из гранита. Арабские племена Хиджаза до принятия ислама восславляли ее и приносили жертвы, так как верили, что богиня говорит через идола и дает предсказания своим почитателям.

 

Ее супругом считался Хубал, бог-воин, который по повериям, даровал победу в битве, удачу и дождь. Он был сыном Манат, братом лунного бога Уадда и повелителем ночного неба вместе со своей женой Сувой, богиней ночи.

 

Аль-Узза почиталась как Богиня силы, могущества. Планета Венера как Вечерняя звезда считалась ее дворцом. К Аль-Уззе обращались, дабы она благословляла и освящала свадьбы, стоя в направлении Венеры. По этой причине ее можно сравнить с Венерой или Афродитой. >

 

И хотя планетой Венерой называли другое божество, которого звали Дхат-Зухран, чей храм находился в городе Райбуне, возможно это был эпитет самой Аль-Уззы, тогда как Аттар, южноарабский бог планеты Венеры, считался подателем воды и защитником ирригационных систем.

 

Как и у Аль-Захры, самой планеты Венеры, у богини Аль-Уззы есть отпрыск Абу Хасан Завабаа, главный джинн, среди дней недели соответствующий пятнице (в будущем я расскажу о джиннах больше). Считалось, что он контролирует рост железа в земле и правит пылевыми штормами и опасными погодными явлениями, появляясь как существо с кожей цвета охры с четырьмя головами и сопровождаемое двуми духами.

 

Недалеко от самой Каабы в долине Хурад, курайшитское племя бану посвятило богине балку под названием Сукам, которую они посещают чтобы принести клятвы и вознести молитвы. По традиции во время битвы женщины Мекки поют песнопения во имя Ее и ее супруга, чтобы вдохновить доблесть в воинах и обрести победу над врагом.

 

Меня удивило, что Амр-Аттар Юнаджджам [блогер из Примечания 1 к статье про Манат] считает ее эквивалентом среди семитских ближневосточных богинь ханаанскую богиню Анат, божественную любовницу бога природы Ваала, чье имя на иврите звучит как Иль Узза Хайим («сила жизни»).

 

С другой стороны, она была известна как Уззаян в Химьяре и Йемене, и ее считали богиней целительства, которой богатые люди дарили небольшие золотые образы, когда просили у богини исцеления для больных детей. Как я уже писал выше, она и ее сестра Аль-Лат считаются [некоторыми исследователями — прим. Пер.] одной и той же Богиней, и Аль-Узза, это не имя отдельной богини, а эпитет Аль-Лат.

 

Разве не часто бывает, что у одного и того же божества много имен, относящихся к ней? Кажется, что так, и не должно удивить, что Амат-Уззайян (дева Уззайян) было популярным женским именем на юге Аравии, тогда как среди жителей Мекки было популярно мужское имя Абд-аль-Узза (Преданный Уззы). Я уверенно предлагаю использовать эти имена во время поклонения ей.

 

Что ей предлагать в качестве подношений?

Теперь, когда нам известно такое многоликое божество, как нам правильно восславлять Аль-Уззу и делать ей подношения сегодня? Можно начать с золотых монет, на которых написать ее имя по-арабски. Также можно просить о ее целительных силах. Не стоит приносить ей железо, так как оно принадлежит ее отпрыску, а не ей самой.

 

В ее аспекте покровительницы любви и брака нет ничего лучше, чем приносить ей розовую воду. Маалвирд — распространенное арабское имя — традиционный ингредиент различных десертов, а также применяется в косметике. Можно купить 100%-ную розовую воду или сделать ее дома самостоятельно. Есть множество способов приготовить ее. Поэтому если планируете покупать ее, то пробуйте разные бренды, а если любите проводить время на кухне, запаситесь несколькими рецептами. И смотрите, который из них приносит лучшие результаты.

 

Для просьбы о помощи в битве, борьбе, усилении силы воли, традиционная форма поклонения — устная, и я убежден, что следует писать стихи в ее честь, ведь поэзия особо почиталась в ранней арабской литературе. Вы можете позвать ее и сестер традиционной молитвой, посвященной им троим, или позвать ее одну с помощью любой созданной вами новой молитвой. Вот молитва, которую написал я, и я уверен, что ее лучше произносить ее по-арабски:

 

"Йя Аль-Узза, Всемогущая, великая,

Защитница смелых и целительница воинов,

Пусть твой свет освещает мой путь,

Дай мне силы идти,

Дай мне силы говорить и быть услышанным,

Утренняя Звезда, сияющий свет,

Будь огнем моего сердца

И дай мне силы победить".

 

 

Теперь, если рядом с вами есть дерево акации, возрадуйтесь, это значит, у вас есть традиционный идол богини, который вы можете почитать и беседовать с ней через него. Тем не менее, помните, что доисламские верования гласят, что боги не жили в идолах, а скорее приходили в них, чтобы пообщаться с нами. Это их священное пространство, через которое они навещают нас, их физический аналог, но не их дом или тело.

 

Нужна ли вам ее мощь, ее защита, ее целительство или любовь, просите Аль-Уззу, и она ответит. Когда в сомнении о том, что предложить, почитайте о ней и поищите лучшие варианты в арабском мире, в доисламском (что лучше). Мифы могут дать больше прозрений, чем вы думаете.

 

Источник: Patheos