Юнгианское толкование сказок
Автор: Анна Симбалайн 02.10.2013   

Назвав эту статью «юнгианским» толкованием сказок, я тем самым сократила данную весьма обширную тему. Ведь толковать сказки можно не только по-юнгиански. Есть еще Фрейд и альтернативная история. Но такое исследование потребовало бы гораздо более обширной работы.

 

На тему толкования сказок в юнгианской традиции написано немало, как самим Карлом Густавом Юнгом, так и его последователями, прежде всего, Марией Луизой фон Франц. Изучив обширный материал и проведя собственные исследования, я решила написать для читателей Магистерия простую и понятную, а главное недлинную, статью, дабы дать основные ключи и принципы толкования сказок.

Недооцененная роль маленькой серой Мышки

Вас никогда не удивляли сюжеты сказок? Почитайте долгими зимними вечерами книгу Братьев Гримм, и вы будете впечатлены! Кровавые, запутанные сюжеты, неожиданные или смазанные развязки, трагические и драматические повороты. Не нужно далеко ходить! Возьмем, к примеру, самую первую сказку, которую вы, должно быть, слышали в жизни – Курочка Ряба, которая снесла «не простое, а золотое» яичко. После этого самого по себе примечательного события начинается полный хаос. Вместо того, чтобы его положить в банковскую ячейку, как поступили бы все разумные люди, дед и баба (владельцы курочки) начинают пытаться это яичко разбить!  «Дед бил-бил – не разбил, баба била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось». Уже перелопатив большое количество материала по толкованию сказок, я так до конца и не могла понять, что же хотели нам сказать этим сюжетом наши предки! И вот не далее, как вчера я вновь задумалась над объяснением и ответ всплыл перед глазами очень отчетливо, будто бы выплыл из самого бессознательного!

Итак, что такое золотое яйцо? Событие, как я уже писала, примечательное, из ряда вон выходящее, нетипичное, необычное. Нечто, относящееся к магической реальности, а не к повседневной. Разбить яйцо – это задача, которую необходимо решить. Когда мы разбиваем яйцо, мы получаем доступ к его содержимому. Разбить золотое яйцо – это заглянуть в глубины своей собственной личности и вселенной в целом, так как во многих традициях яйцо – это символ вселенной. Познать вселенную – это познать все. Важно только понимать, что именно в нас самих, в нашей душе заключена вся вселенная, и получив доступ к тому, что скрыто в глубинах нашей личности, мы обретаем настоящую мудрость.

Что же эта за «мышка», которая справляется с задачей лучше, чем все остальные? То, что скрыто, мышка-норушка), не видно (серая мышка), не принимаемо в расчет и обычно не используется для решения таких задач.

При такой постановке вопроса любому юнгианцу будет очевидно, что ответ следует искать в книге Юнга «Психологические типы». Согласно этой книге у человека существует четыре функции сознания, одна из которых в силу своей слабости оказывается вытеснена в бессознательное (не используется).

Мышка и символизирует эту подчиненная функцию, а разбивание яйца личности-вселенной – это как раз та задача, которую не решишь с помощью сознания, и для решения которой обязательно нужно обратиться к бессознательному. Любое «толкование» – сна, сказки, сюжета, символизма – подразумевает обращение к бессознательному. Сознание может решать только шаблонные, привычные, не выходящие за рамки повседневности задачи.

Вот какие сложные концепции сразу же закладываются в ребенка, только он рождается и ему рассказывают первую в его жизни сказку: «не забывай обращаться к бессознательному, не забывай пользоваться подчиненной функцией, не подходи к решению нестандартных задач стандартными методами! Если не можешь разбить золотое яйцо, подожди, может мышка уже на подходе?»

Примерно то же значение имеет и сказка о репке. Пока не пришла мышка (или как в архангельском варианте – загадочная «пята ножка» - см. сюжет сказки в Википедии), репка так и держалась в земле. Иногда то, что не замечается, игнорируется и вытесняется и есть самый важный ответ на вопрос.

В целом послание, заложенное в этих простейших сказках очень здравое и необходимое для жизни и развития как детей, так и взрослых. Часто приходится слышать мнение, что русские сказки и мультфильмы гораздо поучительнее, чем более популярные ныне – американские, и с точки зрения юнгианства это так и есть. Возьмем, к примеру, сверхпопулярный мультик «Том и Джерри». Опять же, здесь фигурирует мышка по имени Джерри, и что неудивительно, означает он то же самое, что и в русских народных сказках другие представители его вида – бессознательное. Том, соответственно, представляет собой сознание, рационализм и раздутое жирное эго американцев. Кажется, что рационализм побеждает в их обществе: Том на первый взгляд достаточно умен и всегда на пороге победы! Но нет, маленькая, беззащитная и непримечательная мышка Джерри затаилась за углом с огромной бейсбольной битой и поджидает удобного момента для удара.

Очевидно, что этот сюжет означает то, что в юнгианстве называют энантиондромией. Том-сознание думает, что он может полностью уничтожить то, что ему не подчинено – бессознательное, иррациональное. Однако оно лишь кажется слабым, а на самом деле поджидает удобного момента и всегда побеждает, так как вытесняя и отказываясь от проявлений своего бессознательного, западный человек растит внутри сперва непримечательную, слабую, но быстро набирающуюся сил Тень. Этот сюжет –иллюстрация рациональной зацикленности американского общества. Здесь не наступает развязки, из серии в серию повторяется один и тот же сюжет. «Том и Джерри» – это то, что Вадим Зеланд назвал в своем «Трансерфинге реальности» маятником. Маятник всегда качается от одной крайности в другую, и вот типичный американец тоже поочередно впадает то в крайний рационализм и прагматичность, то в иррациональную панику и мистицизм (достаточно посмотреть голливудские мелодрамы и их же ужасы – в первых все расписано наперед, установлено и известно – например, как должны развиваться отношения между мужчиной и женщиной, а во вторых – все очень загадочно, непредсказуемо, пугающе и вообще не бывает)...

 

Богоизбранность Дурака

Типичные сказки (не только русские, а и европейские и даже китайские) зачастую построены на достаточно часто повторяющемся сюжете, который кратко можно назвать «спасением принцессы». Зачастую такие сказки начинаются так, как в сказке «Конек-Горбунок» в изложении Петра Ершова:

У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак».

Итак, мы имеем структуру, состоящую из четырех элементов, причем последний из них является «слабым звеном». На что это похоже? Конечно же, на четыре функции сознания, одна из которых – подчиненная, то есть слабая, неиспользуемая, вытесненная. Тот же символ, что и мышка!

Событие, вокруг которого вращается сюжет – похищение принцессы также имеет очевидный психологический смысл – спасение души, извлечение из недр бессознательного архетипа Анимы, женской части мужской психики. Именно обретение Анимы помогает обрести целостность, но обрести ее можно только с помощью подчиненной функции – Иванушки-дурачка.

Именно Иванушка, в отличие от своих обыкновенных и ничем не примечательных братьев, обладает необходимыми качествами и навыками для спасения всего царства, всей неустойчивой системы Души, сознания-бессознательного, состоящего из трех функций рационального сознания и одной вытесненной в бессознательное, забытой подчиненной функции. Это как в сказке о курочке Рябе – помните? Нельзя решать задачу, относящуюся к области бессознательного с помощью рационального разума. Поэтому братьев-рационалов ждет неудача, тогда как Иванушка благодаря своей природной простоте и мистической иррациональности может «спасти принцессу», то есть, свою Душу, Психе.


Кстати, Конек-Горбунок также не кто иной, как вытесненная функция – недаром он горбун, не совсем типичный, отвергнутый другими, но оказывается очень полезным для решения нестандартных психологических задач. Интересно, что Иванушке в его подвиге всегда помогают магические силы – антропоморфные говорящие сказочные животные – конек-горбунок, серый волк, рыбы, лисы и птицы. Те силы бессознательного, которые также были вытеснены из якобы «реального» рационалистического мира, где нет места магии. Именно Иванушке, который близок к бессознательному, удается общение с этими силами, тогда как его братьям эти животные в основном вредят.

 

Жар-птица

Один из сказочных сюжетов, известный нам из «Конька-Горбунка», особенно нравится  мне с юнгианской точки зрения, так как повествование вовсе не заканчивается восстановлением баланса между мужской и женской энергией в царстве (читай – Душе, психе) благодаря возвращению принцессы. Здесь авторы зашли гораздо дальше. Чтобы обрести принцессу, которая в этой сказке одновременно является путем Иванушки к престолу царства, ему необходимо найти и привезти старому царю Жар-птицу, и этот образ не что иное, как то, о чем Юнг писал как о Самости. Чтобы стать царем, необходимо обрести власть над своей психикой. А это достижимо только через целостность. В начале своего пути человек нецелостен – он вытеснил в бессознательное то, что ему не нравилось во вселенной и обществе (Тень), он вытеснил женские или мужские качества души в зависимости от своего пола, он подвержен влиянию родителей и общества в целом. Когда же он возвращает необходимые качества на место, то происходит столкновение с архетипом Самости. Именно это обычно символизирует такой образ, как Птица Счастья, Жар-Птица или как вариант – мудрый Старец, дающий наставления в мудрости. Человек не только приобретает целостность, но закрепляется в ней, учится мудрости, учится управлять своим разумом.

Интересно, что в сказке «Конек-Горбунок» Жар-Птица – очень привередливый и капризный персонаж. Не так-то просто, даже обретя целостность, сохранить ее и действительно пройти свой путь в этой жизни! Приходится использовать интуицию, хитрость и «остановку внутреннего диалога», как писал об этом Карлос Кастанеда, подразумевая трансовые состояния (которых символизируют в сказках волшебные животные).

 

Коронация как древний инициатический обряд

Наконец, Иванушка-Дурачок возвращается с Жар-птицей в царство старого короля. Но все не так просто: сама по себе Жар-Птица еще не гарантирует корону. Иванушке предстоит пройти ряд инициаций, которые на первый взгляд выглядят как казнь. Хитростью, природной простотой,  а также магическим возможностям Конька-Горбунка удается пройти их с легкостью. В процессе умирает старый царь. Кстати, в древнихобществах часто приход нового царя сопровождался жертвоприношением старого – это символ обновления Вселенной-Психе.

Для обновления, как уже написано выше, необходимо достичь целостности, а также пройти ряд испытаний, которые докажут, что он достоин царского звания (истинной мудрости и совершенного счастья). Вот в сказке «Конек-Горбунок» Иванушка приводит царю Жар-Птицу и Царь-Девицу, но царь велит ему искупаться сперва в трех котлах – студеном, вареном и кипящем молоке. Интересно, что в Индии, где многие религиозные системы до сих пор остаются традиционными и вмещают в себя символизм и инициацию, омовение молоком небесной коровы – это символ познания вселенной (сравните у Алистера Кроули в «Книге сердца, обвитого змеем»: «О молоко ее сосцов, да, молоко ее сосцов!»).

Благодаря Коньку все получается и из котлов Иванушка выходит обновленный и красивый, после чего Царь-Девица обращается к народу (читай – остальным частям Психе) с официальным заявлением:

 

"Царь велел вам долго жить!
Я хочу царицей быть.
Люба ль я вам? Отвечайте!
Если люба, то признайте
Володетелем всего
И супруга моего!"
Тут царица замолчала,
На Ивана показала.
"Люба, люба! -  все кричат. -
За тебя хоть в самый ад!
Твоего ради талана
Признаем царя Ивана!"

 

Человек из низов стал царем благодаря магии! И юнгианское толкование не заменяет прямое понимание того, как все работает во вселенной. Но также сказка в точности передает положение дел в психике. Юнг считал различные архетипы бессознательного достаточно автономными образованиями. Разумеется, они такие и есть, то есть они могут властвовать над сознанием, а сознание в обычном своем состоянии над ними не властно. И только один из архетипов – в данном случае, Анима, Царь-девица, Богиня могла дать Ивану такую власть: так и происходит, и она называет Ивана в ответ на его заслуги настоящим «володетелем всего». Да будет каждый из нас володетелем всего в своей психике и жизни в целом!

 

 


Следующие статьи:
Предыдущие статьи: