Мы в соцсетях

 

 

 

Когда наступает Новый год?
 
Что является мерилом всему?
 
Об алхимии для начинающих с примерами из Таро
Автор: Анна Симбалайн 18.04.2023   

Все чаще в наших статьях и видео на Магистерии фигурирует слово алхимия. Это древнее искусство весьма популярно в эзотерических кругах, оставаясь при этом загадкой, которая относит нас то ли к европейскому средневековью, то ли к рассвету арабского востока, то ли переносит в Древнюю Грецию — в Александрию. А есть еще стоящая несколько в стороне даосская алхимия и индийская практика расаяны. В этой статье я хочу немного рассказать о том, что такое алхимия для западных магов, как начать свой путь адепта, и стоит ли начинать, ведь это небыстрый и порой опасный процесс.

 

У большинства алхимия ассоциируется с готической Прагой или средневековым Парижем, где аптекари, они же алхимики по совместительству, кипятили в колбах таинственные жидкости в поисках эликсира бессмертия или золота, полученного из свинца. Собственно химическими опытами в рамках алхимического Делания сейчас мало кто занимается. Можно выделить такое направление, как спагирия, где до сих пор проводятся различные опыты с металлами и растениями, но чаще всего, когда вы слышите об алхимии, имеется в виду внутренний Путь, духовный или Путь души — как вам больше нравится. Эта древняя наука, как и магия с астрологией, крайне сложна и многогранна, чтобы быть перенесенной в область логоса, слов, подкастов и статей.

 

Лучше всего изучать древние трактаты и гравюры, пытаясь толковать то, что вы видите на рисунке. Алхимия — это процесс перехода от неочищенного первичного состояния человека до одухотворенного и сияющего. Из свинца в золото превращается сам адепт, его душа. По сути — это расширенная версия того, что принято называть «лучшей версией себя». Но в отличие от популярной психологии, алхимия действительно работает, и может получиться, а как говорили китайцы — хуже всего, когда мечты сбываются. Этот Путь — реальная трансформация личности, так что в конце этого Пути можно себя не узнать. Впрочем, такие процессы могут идти и без алхимии, хотя алхимия в любом случае ускоряет их.

 

 

Итак, рассмотрим базовые понятия, которые можно встретить в любой статье про алхимию — три стадии алхимического делания, а также три составляющие-первопринципа. Три стадии — это нигредо, альбедо и рубедо (иногда между ними помещают цитринитас). Нигредо (черная стадия) — это первоначальный шаг адепта условно говоря из тесного мещанского мирка, дома его матери (от архетипа Великой Матери) в неизвестность, выход из зоны комфорта. Адепт погружается в мрачное состояние так как не знает, как жить в неизвестности. Все видит в мрачных, темных тонах, его заливает черной водой негативных эмоций или черных мыслей, которые не дают увидеть свет и надежду. На этом этапе частенько случается столкновение с печалью, смертью, веет кладбищенской атмосферой (наверно поэтому символы этого периода — череп, ворон, могила). Снятся соответствующие сны, где часто фигурируют затмения, черные луны или солнца, скелеты, черепа, вороны, кладбища. Если у вас еще не было такого периода, то скорее всего вы еще не стали на этот Путь. Если же было, то возможно вы так в нем и находитесь, либо перешли в альбедо.

 

Альбедо (белая стадия) — это возможность выйти на свет после долгого его поиска. Здесь царит надежда, ослепляет от возможности познавать мир дальше, обретается ясность или озарение, и казалось бы, нужно радоваться, что темный период нигредо подошел к концу, как сказали бы обыватели — наступает светлая полоса, как на зебре. Но тут есть две опасности — во-первых, решить, что теперь уж вам все ясно. А это далеко не так. Лучшая позиция — я знаю, что я ничего не знаю. И еще одна опасность, которая скорее всего последует — это возвращение в нигредо для подведения итогов. Вообще выйти из круговорота нигредо-альбедо и наоборот в рубедо гораздо сложнее, чем кажется. Если за нигредо рано или поздно последует альбедо, то за альбедо рубедо — не факт. Может не хватить жизни и адепт так и будет ходить между черной и белой полосой, как в том анекдоте про зебру. В этот период снятся сны, наполненные светом — белые комнаты, люди в белой одежде, пейзажи, залитые солнечным светом. В общем не зря этот период называется белым.

 

Красный цвет рубедо намекает нам на страсть, энергию. Возможно, здесь достигается высшая любовь и страсть вроде той, которую Кроули описывал в карте Вожделение (Lust – Страсть — правильный перевод с английского названия этой карты), это достижение центра розы в символе розы-креста и одновременно — всех направления ветра. Нечто, о чем можно только намекать, но никак не говорить — и вовсе не потому что это какая-то тайна, а просто это совершенно не будет понятно тем, кто не ступил на Путь или находится в начале Пути. Предположительно, на этом этапе во сне все является в красном цвете, присутствуют символы страсти, розы и кресты, сердца и кровь. Но рубедо так мало, кто достигал, что сказать что-то конкретное не представляется возможным.

 

Следующие три термина, которые часто встречаются в алхимических работах — это Сера (или Сульфур на латыни), Меркурий и Соль. Начнем с Серы и Соли — это типичные представители мужского и женского начал, Король и Королева, Император и Императрица в Таро, Ян и Инь. Меркурий по представлениям, сложившимся после Парацельса и в частности в западной магии — медиатор, посредник между ними, катализатор алхимической реакции — андрогинная фигура, представленная в Таро Тота на карте Влюбленные как Гименей. Иногда Меркурий и Соль меняются местами. Меркурий часто заменял Соль, сам выступая женским началом. Вообще фигура Меркурия в алхимии очень обширна, об этом уже был подкаст на нашем ютуб-канале Magistery, в разделе Алхимия.

 

Между Сульфуром и Солью (или Сульфуром и Меркурием, хотя для современных западных магов привычнее Сульфур и Соль) происходит мистерия конъюнкции, объединения мужского и женского начала. В результате мистерии конъюнкции образуется андрогин — существо, объединяющее черты мужского и женского, но не являющегося ни тем не другим, а чем-то третьим по отношению к этим двум. Этот принцип выражен в Таро на самой алхимической карте среди старших арканов — аркане Искусство. На ней мы видим, что произошло объединение Сульфура и Соли в андрогинную фигуру — и это результат алхимической свадьбы, которую мы видели на карте Влюбленные.

 

Разумеется, есть гораздо более расширенные описания того, что происходит в процессе Делания и конъюнкции, с участием колб, гомункулов, помещением короля и королевы в гроб, змееподобных и птицеподобных меркуриев — об этом подробно нужно изучать алхимические гравюры. Здесь же я кратко хотела обозначить основные понятия.

 

Почему книги по алхимии часто можно найти в списках эзотерической, магической, герметической литературы? Потому что алхимией интересовались такие маги, как Корнелий Агриппа, Джон Ди и Эдвард Келли, Кроули и Регарди. Они видели в процессе превращения металлов магию, изменение реальности согласно воле мага. Они смотрели на обретение философского камня как на реальность, а не аллегорию. Нужно отметить, что так же на него смотрели и средневековые алхимики, поэтому эти маги ближе к традиции, чем психологи.

 

Сейчас уже трудно представить, что действительно существовал какой-то камень или порошок, который дарил бессмертие или превращал свинец в золото, но древний мир вообще был полон чудес и магии, так что удивляться тут нечему. Мы же можем смотреть на это как на историю. Один из последних алхимиков Фулканелли писал, что по словам его учителя Эжена Канселье мир настолько изменился, что уже никак философский камень не получить, увы.

 

Тем не менее, ознакомиться с основными принципами алхимии рекомендуется и психологам, ведь о ней несколько огромных книг написал К.Г. Юнг, а его последователи продолжили тему. Юнг полагал, что нигредо — это столкновение с Тенью, альбедо — с Анимой, а на рубедо происходит, наконец, мистерия конъюнкции и осуществляется выход к Самости, Божественному. Все эти стадии прекрасно наложились на его теорию этапов процесса индивидуации — или же он собственно базировался на трудах алхимиков, которые не только прочел, но и понял. Эта теория дает новое дыхание алхимии и уводит ее из материального мира в мир психики, души человека, которая жаждет очищения, осветления и обретения страсти к жизни, жаждет превзойти себя и приблизиться к Самости, Богу, где под воздействием Божественного принципа вновь станут возможны чудеса.

 

Психологизация алхимии не делает ее менее опасной, разве что взрыв менее вероятен, чем если бы вы строили химическую лабораторию из подручных средств, но он может произойти в психике человека, если человек не готов столкнуться с неизведанным. Однако волков бояться — в лес не ходить — не ходить тогда в темный лес нигредо, в котором оказывается, в частности, Данте в начале «Божественной комедии». Тут либо нужно перестать бояться, либо не ступать на этот опасный Путь адепта.

 


Предыдущие статьи: